13/10/15

Инициатива депутата Госдумы, координатора Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Владимира Гутенева по организации общественного контроля за состоянием российских лесов, сохранению «зеленых поясов» вокруг  крупных городов получила широкую поддержку в регионах. Медиа-холдинг «Регионы России»  принимает самое активное участие в развитии этого общественного движения и регулярно  публикует в своих изданиях сообщения активистов о положении дел на местах, борьбе с незаконными вырубками, предложения по совершенствованию лесного законодательства. Кураторами этого направления стали политолог, главный редактор медиа-холдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз,  общественник Вячеслав Ярин.


Сергей Симак, председатель Центрального совета Российской зеленой лиги, член Общественной палаты РФ:

– Территория Самарской области не относится к  регионам России, где ведется вырубка главного пользования, поэтому на территории государственного лесного фонда проблема незаконных рубок остро не стоит. Нельзя сказать, что ее нет, но это все-таки мелочь. Наиболее же остро стоит проблема в лесном фонде городов и вблизи городов, где цель таких вырубок иная, нежели на Дальнем Востоке или в Карелии: не добыча деловой древесины или незаконная рубка леса где-нибудь в сельской местности, а захват земли, освобождение участков для застройки, в первую очередь, коттеджной. Причем к этой проблеме добавляется еще одна – проблема захвата береговой полосы вдобавок к вырубке защитных лесов, которые растут по берегам.

Особенно остро стоит проблема городских лесов. Дело в том, что с 2007 года в результате изменения законодательства леса, которые раньше относились к федеральному лесному фонду, но находились на административной территории городов, теперь переданы в юрисдикцию городов, органов местного самоуправления. Но такая передача происходит не автоматически по закону, эти леса еще должны получить статус городских лесов.

Городские леса, согласно Лесному кодексу, имеют достаточно хороший защитный статус, не хуже, чем леса федерального лесного фонда. Но чтобы этот статус получить, необходимо пройти целый ряд процедур: межевание, установление прав собственности, границ, принятие городской администрацией лесов на баланс. Эти процедуры затягиваются во всех городах Самарской области. Больше всего лесов у нас в Самаре и Тольятти, здесь проблема стоит крайне остро.

В Тольятти городские леса наиболее компактны и привлекают больше внимания, это отчасти их защищает. А вот в Самаре так исторически сложилось, что леса являются объектом ползучего захвата, то есть огораживания. Самая главная опасность здесь заключается в том, что до момента, когда леса будут окончательно оформлены и поставлены на учет, происходит «узаконенное» оформление земельных участков под вырубку, застройку и иные цели. Впоследствии эти участки часто передаются, и даже если в результате последующих разбирательств оказывается, что изначально оформление этих участков было незаконно, суды принимают стандартное решение о том, что после трех-четырех перепродаж последний собственник является добросовестным приобретателем и за ним сохраняется право владения и пользования этим участком.

Жулики этим пользуются активно, оформляя участки, они немедленно перепродают подставным лицам и самим себе по два, три, четыре раза. Так захват идет довольно быстро, леса сразу же застраиваются и вырубаются. И чем дольше затягивается оформление лесов в качестве городских, тем существеннее становится проблема.

В Самаре только сейчас готовятся документы на государственный контракт для вынесения на торги и для проведения работ по оформлению городского лесного фонда, после этого он будет поставлен на баланс города и передан в администрацию района для организации лесного контроля. До настоящего времени, в течение двух лет, формально полномочия лесного контроля относились к департаменту общественной безопасности администрации города, но из-за того, что леса не были поставлены на баланс, этот департамент не имел права заниматься лесным контролем.

Что касается проблемы вырубки леса, то, полагаю, темпы вырубки сохраняются. Беда в том, что не все обнаруживается сразу, иногда факт вырубки всплывает лишь через 4-5 лет.


Максим Шингаркин, зампред комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, директор Общественного фонда «Гражданин»

– Большую часть вырубки на территории РФ производят для двух целей. Во-первых, есть санитарные вырубки, то есть вырубки лесов, которые приходят в негодность из-за пожаров, нарушения водного режима или от того, что их поели паразиты. Например, такую вырубки производили в Самарской области в 2010 году. Те леса, в которых не провели необходимых мероприятий, растут хуже, чем ухоженные и приведенные в порядок вырубкой.

Во-вторых, леса, будучи возобновляемым природным ресурсом, вырубаются для изготовления древесины. Порядок заготовки древесины определяется законами РФ и контролируется Федеральным агентством лесного хозяйства.

Так, основной причиной того, что в 2010 году погибли леса в Подмосковье, является то, что они к моменту вырубки уже были старыми, однородными по структуре древесины. Они возникли в результате целенаправленных посадок еще после ВОВ. И именно из-за того, что на протяжении длительного промежутка времени в Подмосковье были запрещены вырубки, произошло возникновение нарушений возрастного состава леса.

Так что нужно понимать, когда и что вырубать. Если не вырубать леса совсем, мы вообще их лишимся. Боюсь, если мы введем запрет на вырубку леса в 70 км от МКАД еще лет на 20, то через сто лет Москва будет напоминать Абу-Даби. То есть будет пустыня, где будут торчать небоскребы.