07/10/15

На днях в мой адрес поступило два любопытных списка, составленных для педагогического совета одной из екатеринбургских гимназий, заседание которого состоялось в конце сентября этого года.

Что представляют эти списки? (См. скан-копии в конце текста)

Первый – список учеников 9-го А класса, которые будут учиться в 10-м классе. Второй – список учеников, которые НЕ БУДУТ учиться в 10-м классе!

Что ж это получается?

С одной стороны – понятно, что руководитель образовательной организации, как управленец, обязан анализировать и прогнозировать ход учебного процесса, планируя действия администрации на следующий учебный год. Следовательно, он должен прикидывать, сколько его учеников перейдёт из 9 класса в 10-й, а сколько покинет гимназию, поступив далее в училище или колледж.

С другой стороны – императивно установив, что на следующий учебный год в данной гимназии будут продолжать учиться только такие-то ученики, а остальные должны её покинуть, директор нарушает права последних на получение среднего образования.

Давайте рассмотрим эту проблему с двух сторон – правовой и педагогической.

Правовая сторона показывает, что подобным решением директор гимназии и педагогический совет грубо нарушают нормы Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где в п. 1 ст. 3 говориться, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на обеспечении права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Очевидно, что в данном решении директора и педсовета гимназии явно проявляется дискриминация: дети ещё только начали учиться в 9-м классе и не сдавали основной государственный экзамен (ОГЭ), но часть из них уже заранее записали в неудачники. Заметьте, на этом педсовете даже не поднимался вопрос о том, что делать, чтобы повысить у этих школьников уровень знаний, их успеваемость. По-видимому, педагогам это не нужно, либо они уже расписались в своём бессилии – а это уже непрофессионализм.

Прошу обратить внимание ещё на один важный момент, отражённый в данных списках: детям, которым заранее отказано в продолжении учёбы в 10-м классе, то ли ставится в вину то, что они НЕ пишут проекты и НЕ посещают предпрофильные элективные курсы, то ли запрещается это делать! Между тем, в п.1 ст. 34 вышеуказанного федерального закона говорится: «Обучающимся предоставляются академические права на … выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования)».

В любом случае, если эти дети не посещают элективные курсы, или, если это им запрещается(!!!), то у них не реализуется их законное право выбора!

В этой связи вспоминается история ещё одной образовательной организации Екатеринбурга, где 9-классники, более двух третей которых должны были покинуть школу после сдачи ГИА-9, проходили в обязательном порядке элективный курс «Выбор профессии (на английском языке)». Спрашивается, а им этот курс был очень нужен?

Таким образом, можно утверждать, что в гимназии, составившей и огласившей такие списки, грубо нарушаются права и законные интересы части детей на получение среднего образования.

Теперь рассмотрим педагогическую сторону этого вопроса.

Очевидно, что директор гимназии должен быть не только профессиональным управленцем, но и квалифицированным педагогом. А теперь прикинем психологическую атмосферу и эмоциональный фон, сложившиеся в 9-х классах этого учреждения.

На данных списках видно, что часть родителей гимназистов ознакомились с ними, расписываясь о своём согласии, либо несогласии. Следовательно, эта информация по-любому дойдет до их детей и будет далее распространяться по всей параллели, т.е. все девятиклассники будут знать, кто из них остается, а кто уходит. К чему же это может привести?

Во-первых, – такая сепарация одноклассников может привести к их разделению на “успешных” и “изгоев” (прим.: “изгой” – человек, выжитый из своей социальной среды), что очевидно не будет способствовать улучшению психологической атмосферы в детском и коллективе. Любое “наклеивание” ярлыков на отдельных членов разрушает человеческое общество. Педагоги должны это знать.

Во-вторых, – знание ребёнком того, что с ним будет по окончанию учебного года, снизит мотивацию к учёбе как у “успешных”, так и у “изгоев”. Первые будут знать, что они и так, при любых оценках, перейдут в 10-й класс, а вторые окончательно потеряют стимул к повышению уровня знаний, мол, «старайся – не старайся, итог известен – “портфель – вестибюль – училище”».

В-третьих, – такое разделение детей может привести к тому, что и некоторые учителя будут заниматься с ними по-разному, прекратив попытки подтянуть потенциальных “изгоев”, лишив их последнего шанса, акцентируя свое внимание только на потенциальных десятиклассниках.

Допустимы ли такие действия педагогов? Конечно, нет!

Мало того, что ущемляются права детей на образование, так ещё и нарушаются их права на охрану здоровья, в первую очередь – психического. Или кто-то думает, что ребёнок, которому заблаговременно отказано в продолжении учёбы в 10-м классе, не испытывает стресса и душевного дискомфорта?

Между тем, в жизни можно найти немало примеров, когда школьник, слабо учившийся в 8-9 классе (в советские времена – в 7-8), после перехода в старшие классы резко повышал качество своей учёбы и вполне успешно, без троек, оканчивал школу, а потом без проблем поступал в институт и получал превосходное образование. Почему этим школьникам отказано педагогическим коллективом в праве на исправление своих ошибок? Какова нравственная сторона этого вопроса?

Как Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области я не могу проходить мимо столь вопиющих нарушений прав и законных интересов детей, а поэтому буду разбираться с каждым подобным случаем, при необходимости привлекая прокуратуру.

Именно поэтому я обращаюсь к руководителям общеобразовательных организаций Свердловской области с призывом не допускать таких ошибок – правовых, педагогических, нравственных.

Уважаемые руководители гимназий, лицеев и общеобразовательных школ!

Безусловно, ресурсы возглавляемых вами образовательных организаций имеют свои пределы, не всегда их возможности способны удовлетворить чаяния и хотения всех желающих, но выполняйте свою работу вдумчиво и тактично, не забывайте, что вы работаете с детьми, а не с “обучающимся контингентом”!

Ваши прогнозы и планы должны строиться на взвешенной профессиональной оценке, но при этом вы должны всегда давать шанс всем детям, а поэтому процесс комплектования 10-х классов должен осуществляться с соблюдением всех прав и законных интересов ребёнка, без наклеивания ярлыков и какого-либо досрочного озвучивания своих личных и коллегиальных взглядов и мнений.

Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области И. Мороков