02/10/15

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин тратил колоссальные деньги на пиар себя любимого. Бюджетные деньги, между прочим, но от уголовного дела это его не уберегло. Впрочем, другие главы регионов любят себя ничуть не меньше, чем Хорошавин. И крупные суммы бюджетных денег уходят на пиар губернаторов в «прикормленных СМИ».

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин тратил колоссальные деньги на пиар

«Общероссийский народный фронт» еще в марте 2015 года опубликовал информацию, согласно которой в региональные бюджеты заложены огромные суммы на работу со СМИ. Среди регионов, запланировавших самые внушительные траты на СМИ, в нынешнем году оказались Московская область (2,6 млрд рублей), Татарстан (1,1 млрд), Республика Башкортостан (830,5 млн рублей) и Краснодарский край (643,7 млн). Общая сумма запланированных расходов на информирование общества о работе российских чиновников в СМИ в 2015 году составила более 36 млрд рублей.

При этом команды некоторых губернаторов повышают медийную узнаваемость за счет экономии на населении. Социально важными статьями бюджета можно и пожертвовать, чтобы в очередной раз показать себя во всей красе на телеэкране или газетной полосе.
 

Кемеровская область

Судя по сайту госзакупок, средства из бюджета области активно тратятся на газету «Кузбасс». Так, в 2015 году изданию выделено 14 миллионов 200 тысяч рублей на публикацию официальных документов. При этом официальных документов в общепринятом смысле этого термина на страницах издания журналистам обнаружить не удалось, есть только статьи – фамилия чиновника упоминается с завидным постоянством: то он попадает в лидеры национального рейтинга губернаторов, то участвует в международном турнире по вольной борьбе, а то и лично поздравляет новоселов новых жилых комплексов региона.

Сайт госзакупок также уточняет, что власти Кемеровской области готовы оплатить 5 материалов политической направленности, по 40 тысяч рублей за каждый. Требование к этим статьям формулируется так: «Раскрытие темы должно популяризировать деятельность органов исполнительной власти области».

Краснодарский край


На самопиар в Краснодарском крае денег не жалеют. Субъект прославился не только тем, что намерен потратить почти 650 млн рублей на СМИ в этом году. По закупкам, направленным на информирование населения о поездках, выступлениях, интервью конкретных чиновников, регион — вне конкуренции. Под эти задачи из бюджета выделено 90,205 млн рублей.

Нетрудно догадаться, какое именно официальное лицо окажется в центре внимания региональной прессы. Например на сайте газеты «Кубанские новости», которая получила 16,2 млн из краевого бюджета – почти все новости ресурса, особенно в разделе «Власть», посвящены деятельности губернатора Вениамина Кондратьева. Содержание — как и в других субъектах: побывал на сельскохозяйственных работах, посетил фестиваль, провел рабочее совещание, проголосовал на выборах, сам в них победил, принял поздравления, а дальше повел регион в счастливое будущее. Такую же картину можно наблюдать на сайте «Краснодарских известий».

Для того чтобы налогоплательщики за свои же деньги увидели больше положительных сторон своего губернатора, регион заплатил 1 миллион ТАСС. За эти деньги в 2015 году информационное агентство разместит на своем сайте 2 эксклюзивных интервью с главой Краснодарского края, а если повезет меньше — с его заместителями, а еще — материалы о деятельности администрации и исполнительных органов власти в количестве 56 штук.

Пятьсот тысяч рублей достанется «РБК-Краснодар», который помимо шести интервью обязуется опубликовать шесть фоторепортажей с участием губернатора или его заместителей.

За 6,5 млн рублей будет выпущено 8 выпусков некоей газеты. Это все конечно же не для того, чтобы возвеличить губернатора и его окружение, декларируемые цели гораздо скромнее — обеспечить «доступ к информации о деятельности администрации края». К слову, тендер выиграл Союз журналистов России.

 
Брянская область


Губернатор Брянской области Александр Богомаз по итогам выборов 13 сентября получил почти 80% голосов избирателей. Такая уверенная победа стала возможна и благодаря ручным СМИ — ведь без них о достижениях врио губернатора электорат мог так и не узнать или узнать в недостаточном объеме. Богомаз обо всем позаботился заранее и увеличил затраты на СМИ в этом году. Областное издание «Правда 32» подсчитало, сколько потратил регион в год предвыборной гонки. Так, по статье «Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Брянской области и государственных органов Брянской области» расходы по сравнению с 2014 годом увеличились на 48,5% и составили 5,2 млн рублей. Затраты на СМИ возросли с 60,687 до 61,467 млн рублей. Из них на статью «Другие вопросы в области средств массовой информации» запланировано 21,383 млн рублей. Расходы на телевидение и электронные СМИ в 2015 году составят 23,814 млн рублей. И это все при том, что в октябре 2014 года врио губернатора Богомаз пообещал держать «курс на сокращение средств, отпускаемых из облбюджета на «государственный пиар». Но тяга к самолюбованию на региональных страницах и телеэкранах, кажется, взяла верх.
 

Татарстан


Глава Республики Татарстан — Рустам Минниханов на пиар не скупится. 1,1 млрд рублей на поддержку региональных СМИ — это примерно по 300 рублей с каждого жителя региона, включая грудных младенцев и стариков.

Значительную государственную поддержку получает агентство республики по массовым коммуникациям «Татмедиа». Под его контролем находятся более сотни газет, радиостанции, телекомпании и ТРК «Новый век». В прошлом году «Татмедиа» выиграло тендер на «распространение социально значимой, общественно-политической информации и информирование населения» о деятельности власти стоимостью 319,5 млн рублей. В «Татмедиа», похоже, работают не покладая рук. Согласно исследованию «Медиалогии», за период с 1 января 2014 по 30 апреля 2015 года положительных публикаций о Рустаме Минниханове почти в 45 раз больше, чем отрицательных (2,2 тысячи сообщений против 50).

Журналисты просмотрели официальные печатные издания — газету «Казанские ведомости» и журнал «Татарстан» — и своими глазами увидели, в каком свете представляют главу республики придворные СМИ. В августе в журнале «Татарстан» Минниханов появился 4 раза, в том числе на обложке вместе с Путиным. Они поприветствовали открытие чемпионата по водным видам спорта в Казани. Большая статья посвящена тому, как кандидатура Минниханова была поддержана «Единой Россией». В онлайн-версии каждый день появляются новости про главу региона.

В «Казанских ведомостях» Минниханов практически упоминается почти в каждой новости. Так, читатель до выборов мог узнать и, самое главное, увидеть, как глава региона проводит рабочие поездки по районам республики, лично контролирует уборочную кампанию, собирает вместе с активистами предложения избирателей. После выборов и вовсе можно любоваться новоизбранным президентом в окружении счастливых избирателей, которые, отдав предпочтение старому-новому главе региона, «проголосовали за процветание республики» (уж в этом «Казанские ведомости» не сомневаются).

Московская область


Ну и совсем не пощадил регионального бюджета ради самопиара Андрей Воробьев – губернатор Московской области. Только за первую половину 2015 года потратил на свою пиар-кампанию 1,4 млрд российских рублей. Если ранжировать губернаторов по масштабам самопиара, то он безусловно окажется на первом месте. Следом за ним вышеупомянутый Рустам Миниханов, и на третьем месте краснодарский губернатор Вениамин Кондратьев.

Вячеслав Ярин