14.09.15

Я, как муж профессиональной балерины, далеко не избалован объяснением профессиональных терминов, которые используют артисты балета. В профессиональные разговоры стараюсь не вмешиваться, многие слова, звучащие при таком общении в моем присутствии, постепенно для меня становятся понятными. Пальцы, пачка, ушки, фуэте и многое другое – уже воспринимаются как понятные и очевидные категории. Но есть часть фраз, понимание которых возможно лишь профессионалам или тем, кто пытается их понять, но с точки зрения артиста балета.

Поверьте, многие слова из профессиональной речи балетных будут непросты к восприятию неискушенного человека. Некоторые из них поразят своей вульгарностью и алогизмом. Но уверяю Вас, ни того, ни другого в них нет…

Ну где еще услышишь такие перлы как «Кончай на Свету!» (значит, пируэт должен заканчиваться лицом к балерине по имени Света) или «Убери свой арбуз!» (значит, втяни живот)?

Вот, еще некоторые примеры таких профессиональных фразеологических “примочек”:

Один преподаватель постоянно призывает “оторвать ногу от паха” на гран батманах. Немного образного мышления, и картина рисуется довольно кровавая….

“Ноги как колготки на ветру развеваются” – это на прыжках.

На плие: “Девочки, ноги! У-вас-все-течеееееeeет!”

“Отходим назад на левой ноге!”

На гранд рондах: “Вы же лягаетесь, как бешеные ослицы!”

“Ручки нам даны для того, чтобы помочь ножкам встать на пол”.

“Она села на шпагат и растянула удовольствие” – про разогревающуюся ученицу.

“Выверни ногу, пусть пятки улыбаются!!!”

“Допойте эту ногу!”

“Длинная нога, длииииинная!!!”

Ученица выпятила бедро на адажио: “Убери бедро, восточная женщина!”

Ученица низко подняла ногу в арабеск: “Мне что, маме твоей позвонить, чтоб она тебе ногу подержала?!”

“Не ходи за ногой!”

Педагог опять-таки про батманы: “Надо делать так, чтобы ноги от зубов отскакивали!”

“Стоим на целой ноге! Посмотрите, целые у вас ноги?”

“Прекратите материться ногами!”

“Не рукой держим ногу, а ногой!”

Идет репетиция номера, в котором нужно было обняться, сначала с одной руки, потом с другой, ноги соответственно менялись. Но что-то не заладилось, и ноги у каждой пары были по-разному, Одна из балерин решила прояснить ситуацию: “С какой ноги обниматься надо? “

В кафе празднуется день рождения ребёнка. Кампанию 7-8-летних детишек развлекают клоуны. Один из них говорит: «Ну-ка дети, а теперь попрыгайте на одной ножке!». На что дети хором отвечают: «А на какой – на правой или на левой?». Оторопевший клоун с недоумением поворачивается к родителям, которые ему и отвечают: «А что Вы удивляетесь, у нас ведь дети не простые, а балетные!»

Как бы смешно это не звучало, но попа – один из важнейших механизмов исполнения классического танца. Именно от того, насколько ученица научилась ее «держать», зависит вид многих (если не всех!) па. Как говорил один небезызвестный педагог «Представь, что у тебя между ягодиц – 5 копеек. Если они выпадут – выгоню из класса!». Это и есть основополагающее «попное» правило в балете – зажать ягодицы так, чтобы аж в глазах рябило.

Небольшая “попная рябь” профессиональных фразеологизмов:

– Зад настолько распущен, что похож на морду бульдога!

– Подберите подпопники.

– Хвост убери!

– Втяните телепузики и телепопики!

– Подтянули свои кисели!

– Если ты задок не подберешь, мы на нем к восьмому марта стол накрывать будем!

– Так, девочки, втянули живот, попу… все в себя!

– Не мигайте попой! (это когда мышцы ягодиц не постоянно напряжены)

– Зад айсбергом висит

– Завязать попу в узел

– Распушила попу, как одуван!

– Курдюк подбери!

– Мясо подтяни.

– Что ты распустилась как павлин?!

– Сделай из желе ледышку!

Отклячившей заднюю часть: У тебя там можно расположиться чай пить!

– *опы нет, а выставила.

– Убери чемодан.

– Зажми правую попу (ну, тут, как и с ногами, у станка резко вырастают дополнительные части тела))

– Зашей попу, я сказала!

– У меня подушка твёрже твоей попы!

– Надо так втянуть попу, чтобы в паху была доска.

Уверен, что и в других профессиональных сообществах имеются свои жаргонные и сленговые выражения… Стоило бы к ним прислушаться… В Год литературы, это точно не помешает…

О различиях жаргона и сленга можно прочитать по ссылке – http://kotuch.ru/3187/chem-otlichaetsya-sleng-ot-zhargona

В посте использованы публикации Ольги Ворониной (http://dressingroom.ru/archives/author/blackswan) – http://dressingroom.ru/archives/tag/балетный-сленг

© Александр Аникин

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов