14/09/15

Схема финансирования капитального ремонта многоквартирных домов пока плохо приживается в России – в городах проходят митинги, а депутаты собирают подписи против взносов на капремонт. С просьбой прокомментировать эту ситуацию редакция «Регионов России» обратилась к эксперту Центра Европейско-азиатских исследований Алексею Бочарову.

– Алексей Васильевич, как Вы оцениваете систему обязательных взносов на капремонт в существующем виде?

– Она, как и почти вся сфера отечественного ЖКХ, заведомо неэффективна. Вспомните, несколько лет назад федеральный центр выпустил громоздкую нормативно-правовую базу по «стандартам раскрытия информации» управляющими компаниями и ТСЖ. Что в итоге? Большинство управляющих организаций как не выставляло публичную информацию о себе, так и не делает этого. Проведите элементарный мониторинг сайтов УК и ТСЖ (благо, у кого они есть) – там или пустота, или бардак. Что делать? Жаловаться? Но есть масса примеров, когда госжилинспекция налагает огромный штраф за непредоставление данных, а он автоматически оспаривается в суде как несоразмерный нарушению. Благая идея сведена на нет. Нерадивым коммунальщикам бояться нечего.

Так и со взносами на капремонт. Никакой прозрачности, публичности, открытости, справедливости. Возьмем хотя бы одну деталь: в «общий котел», на счет регионального оператора, платежи многоквартирного дома переходят за месяц, а если жители хотят завести отдельный счет дома – то извольте ждать больше года! Собственники квартир воспринимают эти платежи как очередную подать, хитрый псевдоналог, который ручейком стекается в миллиарды рублей для очередного «распила».

– На Ваш взгляд, насколько защищены деньги собственников жилья, поступающие в региональные фонды капремонта?

– Защищенность начинается с порядка. А разве он есть? Закон вступил в силу, а механизма сбора взносов на капремонт не было еще несколько месяцев. Но счетчик уже тикал! Потом приходит бешеная квитанция – плати! Сколько денег в общей сложности собственник отдает за год, три, пять лет? А целый дом? Вообще, стыдно, что государство, вводя очередной «побор», не позаботилось о тщательном учете собранных денег. В нашу эпоху повсеместных автоматизированных технологий, когда такие данные можно получить одним кликом, – это просто позор. Плюс ко всему остается неопределенность с оформлением прав на общедомовое имущество и на нежилые помещения многоквартирных домов, в которых часто размещаются коммерческие заведения. По Жилищному кодексу взыскивать квартплату с гражданина куда проще, чем плату за услуги ЖКХ с какой-нибудь фирмы, которая съехала, обанкротилась, ликвидирована – и концы в воду. Для юрлиц и ИП законодательство другое. А ведь специфика капитального ремонта такова, что пользоваться его результатами в итоге будут все обитатели дома (включая тех, кто за него не платил).

– Неплательщиков взносов становится все больше. Что в этой ситуации могут сделать операторы фондов капремонта?

– Массовое недовольство выражают не только регионы – даже в сравнительно богатой Москве очень много протестных настроений против «нового налога». Конечно, есть проблема должников, нарастает социальная конфликтность. Пока в сфере ЖКХ нет порядка, у операторов единственный вариант – заваливать исками суды. Но это долго, дорого, хлопотно. Поэтому разрыв будут возмещать за счет дисциплинированных плательщиков, повышая размер взносов, – такая затея, к сожалению, наверняка найдет влиятельных лоббистов.