07.09.15

В охранном сообществе негосударственной сферы безопасности более трёх лет работает Координационный совет НСБ России, в рамках которого создана система общественных организаций, призванная работать как для интересов бизнеса, так и для интересов государства и общества.

Основной задачей является оказание услуг безопасности, в том числе на объектах большого скопления людей. В связи с этим нередко возникает проблема: в целях экономии средств, представители малого бизнеса, не обращаясь в лицензированные частные охранные организации, зачастую прибегают к более дешевым, но куда менее качественным услугам лжеохранников.

Такая ситуация вызывает тревогу не только у поставщиков высокопрофессиональных охранных услуг, но и у обычных граждан. Дело в том, что на практике речь идёт о существовании целой армии нелегальных исполнителей охранных функций: так называемый С.А.В.О.К. – Сторожа, Администраторы, Вахтёры, Операторы и Контролёры торговых залов, своего рода искаженное эхо из эпохи, уходящей, но еще не исчезнувшей.

Их практическая деятельность на предприятии работодателя выходит далеко за пределы служебных полномочий, прописанных в должностной инструкции, и никак не связана с лицензированной деятельностью частного охранника. Они, как правило, не обладают ни знаниями соответствующих разделов законодательства, ни профессиональной подготовкой, завершающейся сдачей квалификационного экзамена.

– Такого рода охранники переоценивают свои возможности и полномочия, – указывает председатель Комиссии Московской городской Думы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александр Семенников. – Ведь не секрет, что права и обязанности охранников строго регламентированы инструкциями, которые готовятся предприятиями, государственными заказчиками или коммерческими структурами, нанимающими охранную организацию для обеспечения надлежащего порядка на вверенных ей объектах. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 534-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”” регулирует взаимоотношения между охранной структурой, предприятием, нанявшим эту охранную структуру, и гражданами Российской Федерации.

В соответствии с этим Законом к частному охраннику предъявляются три основных требования, в соответствии с которыми он должен:

1. быть штатным сотрудником частного охранного предприятия;
2. иметь удостоверение частного охранника и личную карточку;
3. быть одетым в специальную форму, определяющей его принадлежность к той или иной частной охранной организации.

– В случае, если совершается преступление либо можно обоснованно предположить, что оно готовится, охранник незамедлительно информирует об инциденте администрацию предприятия и вызывает сотрудников органов внутренних дел (полицию). В то же время, не превышая своих полномочий, он предлагает нарушителю прекратить правонарушение. В случае противодействия со стороны нарушителя охранник имеет право применять специальные средства или огнестрельное оружие, а также физическую силу, – поясняет первый заместитель руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Василий Олейник. – Общей задачей, стоящей перед профессиональным сообществом НСБ, является воспитательное воздействие на таких руководителей предприятий, которые считают, что безопасность – это дело второстепенное.

Эти руководители не задумываются над тем, что затраты на безопасность, по сути, ничтожны по сравнению с материальными потерями, которые могут понести их предприятия при халатном отношении к вопросам безопасности, и что, подвергая опасности жизнь или здоровье обычных граждан, они прежде всего наносят непоправимый ущерб престижу своего бизнеса.

Эффективное взаимодействие сообщества НСБ с предпринимателями в конце концов должно привести к желаемому жесткому контролю за рынком торговли. В настоящее же время, действуя в коммерческой сфере, торговые предприятия не имеют никаких обязательств перед частными охранными предприятиями. Цена на охранные услуги настолько занижена, что в выигрыше остаются лишь нелицензированные криминальные структуры, не имеющие ничего общего с легальными частными охранными организациями.

Очевидно, что контроль за исполнением торгов в сфере охранной деятельности – один из основных пунктов решения проблем по выявлению нерадивых частных охранных предприятий, злостно нарушающих законодательство Российской Федерации.

– Общественный контроль за торговыми предприятиями, где охранные организации не выполняют законные требования, помог бы разобраться в нынешней непростой ситуации, сложившейся в рыночной сфере в стране, в том числе на рынке охранных услуг, – уверена председатель Комиссии по безопасности Московской городской Думы, председатель Координационного Совета НСБ г.Москвы Инна Святенко.

– Официальные органы лицензионно-разрешительной системы должны осуществлять строгий контроль на предприятиях мелкой и средней торговли. Главное: необходимо ввести персональную ответственность руководителей за состояние безопасности на их предприятиях, – отмечает Александр Магрицкий, член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, Президент Группы компаний “Интегрированная безопасность”.

Любой пункт торговли является объектом повышенного внимания из-за большого скопления людей. Поэтому нужно перейти к категорированию объектов. Если какому-либо объекту присвоить категорию “особо опасного при большом скоплении людей”, то тем самым на его руководителя будут возложены определенные обязательства и будет создана реальная основа для практического подхода к разработке паспорта безопасности этого объекта, – говорит он.

– Практически в каждой отрасли существуют правовые пробелы. Однако тенденция к излишнему ужесточению требований к легальной охранной отрасли может привести к дальнейшему развитию теневой деятельности С.А.В.О.К.А., – подчеркивает сопредседатель Координационного совета НСБ России, член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Общероссийского Профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин.

Поэтому важно взвешенно определить права и обязанности, очертить пределы компетентности и объем ответственности для всех участников рынка, в том числе граждан, посещающих места массового скопления людей, владельцев данных объектов, продавцов, а также лицензированных частных охранных организаций и охранников. Кроме того, необходимо вести разъяснительную и просветительную работу, проводить обучающие семинары и инструктажи, размещать соответствующую информацию в доступных местах в виде памятки.

Вместе с тем без совместных усилий государственных органов, общественных организаций и бизнеса не обойтись. Залог успеха – в целенаправленных и скоординированных действиях этих структур