Министерский кофе-брейк. О проблемах ЖКХ Свердловской области с министром Николаем Смирновым

03.09.15

Мы часто с трепетным интересом воспринимаем публикации в СМИ о коммунальных проблемах и коллапсах, которые происходят в разных регионах России, не забываем и о Свердловской области, которая для каждого начинается ни в кабинетах министерств, а с его двора и дома. В период подготовки к отопительному сезону тема жилищно-коммунального хозяйства может едва ли сравниться с другой, в информационной повестке, по узнаваемости и востребованности. Разве что цена на нефть еще кого-то занимает больше, или курс рубля…


Я не падок на информационную востребованность тем, просто у меня накопились вопросы, которые я решил задать Министру энергетики и ЖКХ Свердловской области Николаю Смирнову.

Сегодня состоялась моя встреча с Министром, где я мог задать интересующие меня вопросы, за чашкой кофе в его кабинете.

В информационных лентах часто приводятся данные о готовности муниципалитетов к отопительному сезону, называются передовики и отстающие, те муниципальное образования и населенные пункты, которые вызывают опасения по своевременности вхождения в отопительный сезон. Поэтому первые мои вопросы именно об этом.

Как сказал Николай Смирнов, «В соответствии с ФЗ-131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, определяющем полномочия уровней власти и их ответственность, к компетенции муниципальной власти, к том числе депутатов, относятся вопросы обеспечения граждан коммунальными услугами. В частности, именно муниципалитеты отвечают за подготовку к отопительному сезону и своевременное включение в домах тепла. Министерство энергетики и ЖКХ региона осуществляет координацию, информационную и методическую помощь. Именно по этой причине, на основании отчетов муниципалитетов мы ведем мониторинг процесса подготовки к запуску отопления. Отдельным направление работы Министерства можно назвать организацию финансовой помощи муниципальным образованиям со стороны Правительства области. В соответствии с Концепцией реформирования ЖКХ и государственной программой «Развития жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года» на модернизацию тепло- и водоводов, котельных Правительство региона ежегодно на конкретные объекты, включенные в Программу, выделяет средства. Объем финансирования в текущем году составил 4,8 млрд. рублей. Именно работа специалистов Министерства позволяет контролировать эффективность и своевременность использования этих средств. Так как ликвидация чрезвычайных ситуаций в сфере ЖКХ часто производится за счет средств резервного фонда Правительства Свердловской области, то Министерство осуществляет контроль за их рациональным использованием этих средств.

По мнению Министра, практически все муниципальные образования готовы к пуску тепла, однако, «изношенность основных средств, часто введенных еще в советское время, и многолетний недоремонт сетей и котельных, отсутствие достаточного своевременного контроля к некоторым объектам делает внимание к ним Министерства особо пристальным. В этом году это котельная Алапаевского станкостороительного завода, Дегтярская центральная котельная, Каменская угольная котельная. Если в первом случае имеются недоработки и недофинансирование подготовки со стороны собственника, то в двух последних, оборудование сильно изношено и требует своей замены. Здесь уже ведутся работы, часть мощностей старых котельных, например в Дегтярске, уже замещена, но этим к муниципалитетам у нас сейчас особое внимание»

В ежегодном возникновении проблем с подготовкой к зиме в муниципальных образований, как сказал Николай Смирнов, есть ряд причин:

1) Объективные, к которым относится необходимость не только текущих ремонтов, которые часто пропускались в 90-е годы, а сейчас приходится наверстывать, но и постепенная модернизация, переход на новое, современное оборудование. «Эта проблема известна. Ее решение предусмотрено в Программе «Развития жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года», но темпы программы полностью не закрывают потребности, так как имеются естественные бюджетные ограничения. В отношении бюджета и финансирования мы, в первую очередь нацелены на модернизацию и ремонт генерации и сетей. Такой наш подход часто критикуют, но я считаю, что иногда можно пожертвовать финансированием строительства детской площадки, но обеспечить жителей этого же двора водой, теплом и канализацией. Приходится выбирать!»

2) «Субъективные, связанные, с одной стороны, с неумением некоторых руководителей муниципалитетов организовать плановую, грамотную работу со всеми участвующими в процессе обеспечения жителей коммунальными услугами предприятиями, а с другой, с отношением граждан к коммунальным платежам, которые, в основном, идут на оплату энергоносителей, ремонт и модернизацию. Часто складывается парадоксальная ситуация, когда невозможность ремонта сетей у Управляющей компании связана с наличием долгов перед ней населения за уже поставленные услуги, а население требует поставки новых услуг, да еще в срок. Интересно, в каком супермаркете или магазине, нам давали бы продукты в долг, а при следующем посещении, мы снова начинали бы требовать выдачу продуктов без оплаты? На сегодняшний день, сумма задолженности по коммунальным услугам в регионе составляет около 5 000 000 000 рублей, из которых коммерческие структуры и бизнес должны около 1,5 млрд., а 3,5 миллиардов рублей, задолженность жителей. Сумма не маленькая, сопоставимая с тем, сколько тратит область на подготовку к зимнему сезону. Если представить, что ее бы не было, то сколько бы средств было направлено на оборудование и сети!»

На следующий финансовый год, по словам Министра, область потратит на подготовку к отопительному сезону примерно такую же сумму, как и в текущем году. «А хотелось бы и побольше, так как все-таки основные средства требуют обновления», – сказал он.

Следующим блоком вопросов, стало обсуждение информации о двух громких слияниях, которые произошли в области, когда частные инвесторы, практически «поглотили» ЕМУП «Екатеринбургэнерго» и ПАО «Облкоммунэнерго».

Николай Смирнов предложил к данному вопросу подойти со стороны модернизации и долгов данных предприятий, находящихся в муниципальной и областной собственности. На сферу ЖКХ в Свердловской области, в ближайшие годы, согласно текущей оценке, необходимо выделение около 270 000 000 000 рублей. Понятно, что ни у муниципальных образований, ни у региона таких средств нет. Поэтому, мы дифференцируем не только данные расходы, но и активы. Те активы, которые для частного инвестора имеют понятный период окупаемости, но имеют текущие долги и, как следствие, не решенные коммунальные проблемы, муниципалитетами и областью передаются частному бизнесу. Передаются эти активы не бесплатно, а обремененные кредиторской задолженностью, инвестиционными программами. Таким образом, что муниципалитет, что область решает две задачи. Первая, осуществляется высвобождение финансовых ресурсов, которые должны были бы пойти на покрытие кредиторской задолженности. Эти средства лучше вложить в те предприятия ЖКХ, которые и так нам необходимо финансово поддерживать, но которые не имеют понятных периодов окупаемости, а, следовательно, пока не привлекательны для бизнеса. Вторая задача, при привлечении этих инвесторов, заключая с ними соглашения, власть делает упор на их дальнейшие обязательства по инвестициям и модернизации, а также сохранении обязательств по всем объектам, которые ими обслуживаются.

Например, ПАО «Облкоммунэнерго» имеет ранее полученный кредит в банке около 1,1 млрд. рублей, задолженность перед поставщиками составляет около 300 млн. рублей., инвестиции ближайших лет, которые требуются, составляют 5 млрд. рублей. Именно эти средства, по Соглашению с инвестором, он должен вложить в предприятие, при этом, тарифная политика предприятия не изменится, так как она определяется Правительством региона. С одной стороны, область оптимизировала свои затраты, обеспечив развитие предприятия, а с другой, имеет возможность заниматься другими предприятиями и объектами, которым тоже требуется внимание.

В отношении ЕТК, Николай Смирнов, указал еще и на требования Закона о создании единых теплоснабжающих структур, которые должны работать в муниципалитетах. Екатеринбург в этом плане просто выполнил требования закона, минимизировав возможные потери от оплаты долгов ЕМУП «Екатеринбургэнерго».

В завершении нашего кофе-брейка, Николай Смирнов согласился с моим предложением о продолжении наших регулярных встреч. Теперь важно понять, какие вопросы стоит обсудить с Министром.

© Александр Аникин

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов