03.09.2015

Сделка по вертолетоносцам типа «Мистраль» до сих пор вызывает удивление. Вчера СМИ озвучили цифру – Франция заплатит России почти 950 млн. евро за разрыв контракта. Кроме того обязуется демонтировать и доставить в Россию за свой счет, установленное на корабле российское оборудование.

Причины разрыва контракты известны – Франция пошла на разрыв контракта из политических соображений под давлением США. А вот причины заключения контракта до сих пор не ясны. Дело в том, что когда контракт подписывался минобороны активно доказывало необходимость иметь в составе ВМФ России корабли данного типа.


После того как Франция отказалась поставлять вертолетоносцы, те же аналитики, и так же рьяно принялись доказывать, что никакой ценности для ВМФ данные корабли не представляют, что заключение контракта было ошибкой, и вообще, слава богу, что мы от них избавились…

Вообще оценка качеств, а так же важности наличия тех или иных вооружений в арсенале страны – дело узких военных специалистов. С этим не поспоришь.

Но о том, правильно ли тратятся бюджетные, то есть, народные деньги вправе поговорить и мы с вами.

Потому что контракт по четырем  «Мистралям» подразумевал не только закупку кораблей. Согласно тогдашним планам корпуса новых вертолетоносцев по французским проектам планировалось строить и на Балтийском заводе. Там шли подготовительные работы. И эти работы тоже стоили денег.

Кроме того, специально для вертолетоносцев типа «Мистраль» создавался вертолет Ка-52К (корабельный), со складывающимися крыльями. Разработки обошлись бюджету в копеечку и немалую.  Разработчики уверены, что новый вертолет «где-нибудь» все равно пригодится. Что сомнительно.

Теперь, после множества открывшихся фактов сложно понять где вообще минобороны собиралось эти вертолетоносцы использовать.  На экспертном уровне звучало несколько версий: на Черном море, для того, чтобы держать в узде лидеров постсоветских республик. Этакий корабль – жандарм. Для «российской экспансии» в Северный Ледовитый океан. И на Тихоокеанском флоте для устрашения японцев, зарящихся на наши Курилы.

Все три варианта звучат крайне неубедительно:  все причерноморские государства достижимы по суху, а дальности полетов современных летательных аппаратов позволяют делать переброски без применения вертолетоносцев.

О том что в Ледовитом океане могут понадобиться «Мистрали» могут фантазировать только зрители норвежского телесериала «Оккупированные».  А на Тихом океане в случае неприятностей России придется острова оборонять, а не высаживать на них десанты.

Впрочем, есть еще одна версия, куда более правдоподобная: заказ кораблей во Франции понадобился министру обороны Анатолию Сердюкову по причинам никак не связанным с обороной страны.  По делу «Оборонсервиса» Сердюков проходил лишь как свидетель. И глядя на то как развиваются события вокруг другой фигурантки дела «Оборонсервиса» Евгении Васильевой, вряд ли стоит ожидать, что в ближайшие годы у правоохранительных органов возникнут вопросы к Сердюкову по поводу зачем, с какой целью были потрачены бюджетные деньги, а Запад получил возможность шантажировать России с помощью этого заказа…

Вячеслав Ярин для