02/09/15
25 августа 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания на актуальную тему “Общественный контроль обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере безопасности на социально-значимых объектах”. Проведение данного мероприятия было инициировано Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, Координационным советом НСБ России, Общероссийским профсоюзом НСБ совместно с Союзом саморегулируемых организаций негосударственной сферы безопасности и СРО НП “Профессиональное объединение охранных структур “Интегрированная безопасность”.

В качестве основных задач общественных слушаний рассматривались обсуждение и анализ проблем защиты конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья во время их посещения мест массового пребывания, в частности, объектов торговли; целью мероприятия являлись согласование позиций, представленных участниками слушаний, и выработка законных конструктивных способов реализации принятых решений.

Сомодераторами общественных слушаний выступили заместитель председателя Комиссии Общественной палаты России по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин и председатель Правления СРО НП “Профессиональное объединение охранных структур “Интегрированная Безопасность” Александр Магрицкий.

В мероприятии, ожидающем широкий общественный резонанс, приняли участие депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель председателя Комитета ГД РФ по делам СНГ, европейской интеграции и связям с соотечественниками, генерал-майор МВД РФ Татьяна Москалькова, заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов, исполнительный секретарь КС НСБ России, председатель исполкома Общероссийского профсоюза НСБ, член комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Сергей Хмелёв, председатель правления Некоммерческого Партнерства “Гильдия руководителей охранных структур “ЦЕНТР” Александр Козлов, генеральный директор ООО “АКП+” Инна Новикова, вице-президент Ассоциации частных охранных организаций “АЭРОГВАРД” Виктор Злотя, президент Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной полиции “ОПЕРА” Николай Дружинин, заместитель председателя Координационного совета по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами при МВД РФ, заместитель начальника УЛРР МВД России Дмитрий Пискунов, а также многие другие представители федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, негосударственной сферы безопасности и эксперты.


Со вступительным словом выступил Дмитрий Галочкин. Основной доклад Дмитрия Евгеньевича был посвящен вопросам обеспечения конституционных прав граждан России по охране жизни и здоровья во время посещения ими социально-значимых объектов. Докладчик отметил, что нарушение требований норм Конституции Российской Федерации как основного закона страны подрывает социально-политические устои государства, ослабляет демократические институты и принципы верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества к власти и к правовым инструментам, регулирующим общественные отношения.

Сообщество негосударственной сферы безопасности внимательно следит за тем, что происходит в отрасли, за тем, что публикуется и становится резонансным в сети Интернет и в средствах массовой информации. Основной причиной, побудившей организовать данные общественные слушания, явились становящиеся системными нарушения норм права, связанных с пребыванием граждан в местах их массового пребывания, и негативные тенденции влияния средств массовой информации на общественность посредством публикаций и транслирования недостоверной, непроверенной и не соответствующей действительности информации. Мы не можем оставаться в стороне и не дать соответствующую оценку происходящему. Члены Общественной палаты России, сообщество НСБ взяли эту ситуацию под контроль. Был проведен ряд мероприятий, в результате которых выяснилось, что к случаям нарушения прав граждан в местах их массового пребывания, в том числе на объектах торговли, сотрудники частных охранных организаций, легально осуществлявших свою деятельность, не имели никакого отношения. Оказывается, все правонарушения, о которых шла речь в широко растиражированных средствами массовой информации случаях, были совершены исключительно так называемыми “С.А.В.О.К.”-ерами (сторожа / администраторы / вахтеры / операторы / контролеры), лицами, незаконно осуществляющими деятельность, схожую со строго регламентированной законодательством охранной деятельностью.

Проблема заключается, в том числе, в дисбалансе правовых норм, определяющих спектр действий компаний, оказывающих охранные услуги. Статистика свидетельствует о том, что более 60 тыс. юридических лиц при государственной регистрации указывало вид деятельности по ОКВЭД, соответствующий охранной, в частности – проведение расследований и обеспечение безопасности. Из них лишь около 23 тыс. организаций владеют лицензией на право осуществления частной охранной деятельности, то есть более половины из зарегистрированных юридических лиц незаконно оказывают услуги, связанные с охраной. Такие компании не отвечают за действия своих сотрудников, активно демпингуют цены на рынке охранных услуг, дискредитируют российские легальные охранные и сыскные структуры. И в этой связи сообщество негосударственной сферы безопасности должно тщательно проанализировать текущие цели и задачи, и сплотиться для успешного противодействия упомянутым негативным явлениям. Конечно, бороться с нарушителями закона должны правоохранительные органы, но мы как отрасль, как социально-ответственные представители гражданского общества не должны оставаться в стороне.

Одна из инициатив сообщества НСБ – разработка документа, четко определяющего права, обязанности, компетенции, ответственность частных охранников, продавцов, покупателей и иных участников процессов, включающих в себя вопросы обеспечения безопасности.

Дмитрий Галочкин рассказал об организации в ряде крупных сетевых торговых центров контрольных мероприятий, в которых приняли участие представители органов законодательной власти, правоохранительных органов, различных общественных организаций, в том числе молодежных. Эти так называемые рейды общественного контроля наглядно проиллюстрировали актуальность вопросов, требующих обсуждения на настоящих общественных слушаниях.

Ведущий предоставил слово депутату Государственной Думы Российской Федерации, члену Комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции Анатолию Выборному. В своем докладе Анатолий Борисович осветил главные вопросы, привел данные статистики по Российской Федерации, иллюстрирующие отношение населения к охранникам в целом. При этом выступающий отметил, что подавляющее большинство случаев правонарушений, допущенных при осуществлении охранных действий в местах массового пребывания людей, допущено не частными охранниками, а лицами, чей юридический статус до сих пор не определен, и которые грубо нарушают конституционные права граждан. Упомянутые лица являются либо переодетыми в униформу охранника сотрудниками магазинов, либо работниками нанятых собственниками торговых объектов фирм, не имеющих никакого отношения к лицензированным частным охранным организациям. Эти случаи, к сожалению, перестали быть единичными, и они явно выходят за рамки гражданско-правовых отношений; речь идет об уголовно-правовых последствиях, в частности, о незаконной предпринимательской деятельности. Таким случаям необходимо дать соответствующую правовую оценку.

Анатолий Борисович заявил, что сообщество НСБ должно активно реагировать на сложившуюся ситуацию вокруг отрасли. Но проведения рейдов по социально-значимым объектам, в том числе объектам торговли, и осуществления прочих подобных мероприятий явно недостаточно. Необходимо, чтобы результатом подобных действий стали конструктивные последствия. Успешный опыт проведения в Москве мероприятий общественного контроля следует распространить и в другие регионы.

Кроме того, Анатолием Выборным было предложено разработать профессиональные стандарты частных охранных услуг, оказываемых на объектах торговли. Должно быть единообразие, соответствующее закону. И, наконец, нужно добиться, чтобы в местах массового пребывания людей оказание охранных услуг осуществлялось исключительно лицензированными частными охранниками.

Следующей выступила депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель председателя Комитета ГД РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, генерал-майор МВД Татьяна Москалькова. Татьяна Николаевна, отметив огромную позитивную роль, которую выполняют частные охранники, констатировала формирование самостоятельной подотрасли услуг в сфере безопасности, которая, к сожалению, выпала из сферы правового регулирования и контроля со стороны правоохранительных органов. Речь идет о блоке, регламентирующем функционирование лиц, действующих “под личиной” легальных частных охранников. Татьяна Москалькова совершенно четко определила необходимость правовой оценки действий псевдо-охранников. Очевидна актуальность проявления внимания к такой деятельности органов прокуратуры, для надзора в общем порядке, и органов внутренних дел.

На фоне крупномасштабных системных случаев, которые получили широкий общественный резонанс, необходимо определить юридически, что это за вид деятельности, который в глазах людей является общественно опасным, и какие должны быть предприняты организационные и правовые меры для того, чтобы ввести в цивилизованное русло действия этой категории людей, выполняющих функции, схожие с функциями частного охранника.

Одной из причин сложившейся ситуации вокруг событий, инспирированных деятельностью лиц, незаконно присваивающих себе статус частного охранника, является сложная правовая система деятельности частных охранников и частных охранных организаций. В отечественной системе права выявлена группа профессий, деятельность которых не урегулирована юридически. Это относится к профессиям, в рамках занятия которыми осуществляются действия, связанные с принуждением.

Кроме этого, Татьяна Москалькова сказала о необходимости усиления контроля за образовательной деятельностью, в том числе переподготовкой частных охранников, поскольку из программы подготовки частных охранников зачастую выпадают вопросы правового характера и вопросы общения с населением.

Резюмируя сказанное, Татьяна Николаевна внесла предложения обратиться в органы внутренних дел и прокуратуру по поводу необходимости проверки фактов незаконного предпринимательства лиц – псевдо-охранников для целей проведения всестороннего исследования статуса этих лиц с тем, чтобы понимать эмпирическую базу для дальнейших действий. Кроме этого, по мнению докладчика, Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” требуется дополнить разделом, определяющим правовой статус и место, компетенцию, права и обязанности лиц, де факто осуществляющих деятельность, в которой присутствуют отдельные элементы охранной деятельности и обеспечения безопасности.

Председатель Правления СРО НП “Профессиональное объединение охранных структур “Интегрированная Безопасность” Александр Магрицкий в своем докладе подробно рассказал о системе обеспечения безопасности на объектах торговли и о негативных ситуациях, в последнее время регулярно возникающих в магазинах, в торговых центрах и подобных им местах массового пребывания людей. Главный тренд, сформировавшийся в последнее время, это заключение руководством торгового бизнеса договоров с сомнительными компаниями, мимикрирующими под частные охранные организации и фактически выполняющими охранные функции без лицензии, а также незаконное присвоение персоналом торговых организаций функций собственных служб безопасности.

Выступающий детально раскрыл причины возникновения таких ситуаций, а также представил собравшимся для обсуждения ряд мер, направленных на ликвидацию подобных обстоятельств и их причин. По его компетентному мнению, такими причинами являются пассивность надзорных органов, т.е. организаций, ведомственных структур, осуществляющих контроль, – органов МВД РФ, подразделений лицензионно-разрешительной системы и, главного регулятора, – департамента торговли и услуг города Москвы, который, на сегодняшний день от выполнения контрольных функций устранился. Также в числе причин можно назвать информационную закрытость мероприятий по закупкам услуг в негосударственной охранной сфере. Во главу угла ставится цена услуг, прочие существенные факторы игнорируются. Не последними в перечне названных причин являются социальная ответственность бизнеса по обеспечению и надлежащей защите конституционных прав граждан, а также пренебрежение всеми участниками торгово-экономической деятельности требований законодательства и действующих нормативно-правовых документов.

Большое значение для охранного рынка приобрел демпинг цен охранных услуг в связи с его очень опасными последствиями. В числе последних, в качестве примера, можно назвать привлечение в состав персонала необученных людей, сотрудников зачастую с криминальным прошлым, низкий уровень оказания охранных услуг в целом.

В качестве мер, способных, по мнению Александра Ивановича, исправить сложившуюся на рынке охранных услуг ситуацию, можно отметить: меры информационного характера – через СМИ и телевизионные каналы информировать об административной и уголовной ответственности за осуществление незаконной предпринимательской деятельности в сфере охранных услуг, за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, за действия с нарушением закона, без лицензии, а также о правах и обязанностях посетителей торговых объектов и сотрудников охраны; кроме того, во всех объектах торговли должны быть представлена визуальная информация для посетителей и сотрудников охраны, необходимая в случае возникновения нештатных ситуаций.

Далее докладчик представил вниманию аудитории меры организационного плана, в частности, касающиеся госзакупок физической охраны; меры нормативно-правового регулирования, в частности, – категорирование объектов в зависимости от потенциальной опасности нарушения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья, внесение изменений в торговый реестр по включению сведений о категории социально-значимых объектов и наличия на них сил физической охраны; а также практические меры, такие как рейды, проверки на предмет выявления оказания на объектах торговли охранных услуг организациями, не имеющими лицензии, и обследование, в рамках общественного контроля, социально-значимых объектов в ракурсе наличия или отсутствия наглядной информации для посетителей об организации, осуществляющей охрану объекта, и об особенностях внутриобъектового режима. Поскольку проблема общая, то нужно думать не только в масштабе столицы, но и в федеральном масштабе, на основе трехстороннего отраслевого соглашения. Александр Иванович заключил, что реализация перечисленных мер позволит сделать значительный шаг вперед и свести к минимуму количество нарушений прав граждан, защитить права и интересы добросовестных частных охранных организаций и их сотрудников, и существенно повысить качество оказания охранных услуг.

С очень интересным и информационно-насыщенным докладом выступил исполнительный секретарь КС НСБ России, председатель исполкома Общероссийского профсоюза НСБ, член комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Сергей Хмелёв, рассказавший собравшимся о трех направлениях, раскрывающих проблему настоящих общественных слушаний. К этим направлениям относятся нормативно-правовые коллизии, финансово-экономический аспект и информационное поле.

Сергей Олегович сказал, что настало время определиться с терминологическими нюансами названий профессий, включенных в ОКВЭД, которые имеют то или иное, в некоторых случаях – юридически не обоснованное, отношение к частной охранной деятельности. В этой части весьма важно сотрудничество сообщества частной охраны с органами законодательной и исполнительной власти, необходимо содействие государства.

Сергей Хмелёв предложил практические меры реализации решения задач, являющихся темой общественных слушаний. В их числе: обращение в ФНС РФ с запросом по поводу удельного веса лицензированных частных охранных организаций в общем числе юридических лиц, зарегистрированных в ЕГРЮЛ с кодами по ОКВЭД, учитывающими осуществление уставной деятельности в сегменте охраны и обеспечения безопасности, проработка вопроса ответственности собственника за соблюдение норм права, в том числе касающихся обеспечения безопасности и соблюдения конституционных прав граждан на защиту жизни и здоровья в местах их массового пребывания, устранение недостатков в правовых актах, регламентирующих вопросы осуществления в России охранной деятельности, финансово-экономический аспект, заключающийся в ликвидации разрыва в ментальном восприятии у различных социальных и экономических групп необходимости осуществления серьезных инвестиций или затрат на обеспечение общественной безопасности, в том числе на объектах торговли. В числе самых насущных аспектов Сергей Хмелёв назвал решение вопросов информационного-пропагандистского характера, направленное на распространение в средствах массовой информации достоверных сведений, способствующих формированию у общества положительного восприятия охранной среды, и – на значительное уменьшение количества недостоверных, необъективных и негативно-предвзятых материалов, публикуемых в СМИ некомпетентными журналистами. Кроме того, было отмечена чрезвычайная важность заключения трехстороннего отраслевого соглашения в рамках города Москвы.

В заключение доклада Сергей Олегович справедливо заявил о первоочередности задачи по решению проблемы правового и социально-ответственного поведения людей, в том числе во время посещения ими социально-значимых объектов.

В выступлении генерального директора ООО “АКП+” Инны Новиковой прозвучала обеспокоенность состоянием действующих правовых норм, в частности, тем фактом, что государственная регистрация юридических лиц, которые нелегитимно оказывают на рынке услуги, сходные с охранными, регламентированными действующим законодательством, – законна. Для того, чтобы стабилизировать рынок охранных услуг и удалить с него недобросовестных предпринимателей, нужно вносить изменения в законодательство.

Заместитель председателя Координационного совета по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами при МВД РФ, заместитель начальника УЛРР МВД России Дмитрий Пискунов упомянул о том, что у бизнеса востребованы услуги контролеров, вахтеров, сторожей, администраторов. В органах внутренних дел готовится законопроект, предусматривающий легализацию лиц профессии “контролер-наблюдатель”, в компетенцию которых будет вменена обязанность визуальной оценки пространства без права физических воздействий. Все должны действовать в единой правовом поле.

Председатель правления Некоммерческого Партнерства “Гильдия руководителей охранных структур “ЦЕНТР” Александр Козлов доложил о необходимости введения обязательного наличия на объектах торговли паспорта безопасности, тем более это актуально в условиях действия законодательства об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. И первым шагом в обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере безопасности на социально-значимых объектах должно стать установление обязанности собственников этих объектов заключать договор оказания охранных услуг исключительно с лицензированными частными охранными организациями.

Председатель Правления НП “Координационный совет негосударственных предприятий столицы” Игорь Клыков поддержал выступившего ранее Сергея Хмелёва по вопросу необходимости скорейшего заключения трехстороннего отраслевого соглашения.

О мотивах пользования руководителями торгового бизнеса услугами “С.А.В.О.К.”-еров говорил генеральный директор АНО “Центр информационно-аналитического и правового обеспечения” Константин Краснов. Также он охарактеризовал частных охранников как самых незащищенных лиц при осуществлении незаконных рейдерских захватов различных объектов. Одним из основных путей решения проблем Константин Сергеевич видит в интенсификации работы правоохранительных органов по выявлению лжеохранников.

Исполнительный директор СРО “Альянс специализированных предприятий безопасности” Алексей Гонров в своем кратком выступлении отметил пользу обязательного вступления в саморегулируемые организации для охранных предприятий.

Президент Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной полиции “ОПЕРА” Николай Дружинин заявил о широко распространенном демпинге цен на охранные услуги как о негативном явлении, снижающем привлекательность всей отрасли негосударственной безопасности в целом, а также подчеркнул, что правовая защищенность частного охранника находится на крайне низком уровне.

В выступлении вице-президента Ассоциации частных охранных организаций “АЭРОГВАРД” Виктора Злоти прозвучало пожелание активнее взаимодействовать с органами МВД РФ и с представителями торгового бизнеса, в том числе ритейлерских сетей, в частности, пригласив их к конструктивному диалогу и сотрудничеству. В остальных вопросах Виктор Павлович поддержал предложения выступивших ранее Инны Новиковой, Александра Козлова и Дмитрия Пискунова.

Президент Ассоциации ветеранов органов государственной охраны “Девячити” Юрий Тужилкин предложил ввести на законодательной основе обязательное членство всех частных охранных организаций в СРО, что, по его мнению, сможет существенно повысить качество охранных услуг. Кроме того, не будут лишними единый координационный центр и единая информационная база.

Вице-президент по безопасности Ассоциации структур безопасности и охраны МКТА Вера Дегтярева сообщила участникам общественных слушаний, что в МВД РФ уже сесть инструкция по охране социально-значимых объектов, где прописаны основные положения, о которых шла речь на этом заседании. Но собственники объектов торговли и руководители торговых организаций почти повсеместно игнорируют эти нормы. Вера Вячеславовна предложила внести в соответствующие нормативные документы изменения, обязывающие руководителей магазинов и прочих торговых объектов неукоснительно выполнять требования законов, подзаконных актов и ведомственных инструкций.

В докладе заместителя председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолия Данилова была отмечена обеспокоенность факта снижения бизнесом в условиях нестабильной экономической ситуации своих затрат, и не в последнюю очередь – за счет расходов на обеспечение безопасности, расходов на охрану. Необходимо решить ряд первоочередных задач, которые были рассмотрены на текущем заседании. Все конструктивные предложения, которые будут способствовать совершенствованию работы сообщества негосударственной сферы безопасности, в том числе касающиеся обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере безопасности на социально-значимых объектах, необходимо продвигать, используя площадку и ресурсы Союза СРО НСБ. Для этого допустимо создать в Союзе СРО НСБ соответствующую указанным задачам рабочую группу. Кроме того, Анатолий Михайлович упомянул о важности усиления контроля за представителями бизнеса, пользующимися услугами частных охранных организаций, при этом не забывая о контроле самих ЧОО.

Член Общественной палаты России, президент Адвокатской палаты Республики Марий Эл Ольга Полетило подчеркнула актуальность общественного контроля в решении вопросов обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на охрану жизни и здоровья в местах массового пребывания. С точки зрения докладчика, в сектор контроля должны быть включены вопросы ежегодного мониторинга – какие и как проводятся проверки, как проводится обучение и переподготовка частных охранников, и другие. В программу обучения и переподготовки было предложено включить занятия с психологами, а также тренинги и игровые занятия, моделирующие реальные обстоятельства, часто возникающие на практике.

С краткими замечаниями по теме мероприятия выступили председатель Гильдии НСБ МТПП, член Общественной палаты г. Москвы Александр Фролов и президент Группы компаний “Ангел”, член Совета Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора “Альфа” Василий Верещак.

В заключение общественных слушаний выступил Дмитрий Галочкин. Он кратко резюмировал все высказанное в выступлениях участников совещания.

Принимая во внимание актуальность и значимость поддержки усилий государства по защите и обеспечению конституционных прав граждан России в сфере безопасности на социально-значимых объектах, участники мероприятия пришли к выводу о недостаточной вовлеченности в этот процесс бизнеса и общественных институтов. По итогам обсуждения вопросов, поставленных на повестку дня, был принят проект резолюции, включающий в себя необходимость реализации первоочередных мер: информационного характера, организационного плана, мер, касающихся вопросов нормативно-правового регулирования, и практических.

©