25.08.15

Председатель Правления НКО “Граждане России – за закон!” (ГРОЗА) Аркадий Леонидович Халявин и ведущий эксперт НКО “ГРОЗА” Александр Викторович Синев, находясь в составе Экспертного Совета при Правительстве РФ, приняли участие в оценке инвестиционных программ стратегических предприятий Российской Федерации, в рамках решений, принятых на заседании Правительства РФ (http://government.ru/meetings/10105/stenogram).

Как отметил в своем докладе «О рассмотрении долгосрочных программ развития стратегических предприятий и акционерных обществ, которые входят в специальный перечень», министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, на заседании Правительства РФ 30 января 2014 г. отметил, что речь идёт о принципиальных основах работы крупнейших компаний с государственным участием, а также, некоторых федеральных государственных унитарных предприятий. Для того чтобы их роль в экономике России максимально реализовать, осуществляется набор разных мероприятий, некоторые из которых находятся в глубокой стадии проработки, некоторые только инициируются. Так, идёт работа по снижению удельных издержек для крупнейших компаний в расчёте добиться снижения удельных издержек не менее чем на 10% в течение трёх лет в реальном выражении.

Так, проводилась работа по проведению ценового и технологического аудита крупнейших российских инфраструктурных компаний, работа по программе инвентаризации и отчуждения непрофильных активов этих компаний. Внедрялись ключевые показатели эффективности для оценки работы менеджмента компаний, которые учитывались при принятии стимулирующих решений и кадровых решений.

Разрабатывались программы инновационного развития, которые являются серьёзным вкладом в реализацию долгосрочных программ развития. Последовательно внедрялся институт независимых директоров для компаний, и принципы лучшей корпоративной практики и для компаний, и для государственных унитарных предприятий.
Разработка и реализация долгосрочных программ развития, по словам Алексея Улюкаева, должна стать костяком, становым хребтом, на который можно надёжно крепить всю совокупность указанных программ, а также внутренних документов компаний, таких как стратегии, дивидендная политика, бизнес-планы, финансовые планы и так далее.

Долгосрочные программы развития компаний с госучастием должны включать в себя ясно выраженные цели, задачи, основные направления развития бизнеса, целевые показатели финансово-хозяйственной деятельности, прогнозы, отражающие инвестиционную, дивидендную политику компании, меры ответственности менеджмента за эффективность реализации программ.

Долгосрочная программа развития важна не только для самой компании, но и для всей совокупности организаций и лиц, которые связаны с ней деловыми отношениями:

– для инвесторов, и фактических, и потенциальных – позволяет им принимать ответственные решения об инвестициях;

– для контрагентов компании, которые могут для сотрудничества с ней иметь также более надёжные основания;

– для акционеров, которые определяют перспективы доходности и увеличения стоимости принадлежащего им акционерного капитала.

Круг обществ, которые были включены для проведения экспертизы, определялся набором нормативных актов, таких как Распоряжение Правительства РФ № 91-р, Распоряжение Правительства РФ № 1060.

Это – 63 компании и 13 Федеральных Государственных унитарных предприятий. Для того, чтобы было методологически верно развернуть экспертную работу, был предложен следующий порядок действий.

– программа разрабатывается непосредственно компанией, её менеджментом, и предусматривает соответствующий горизонт планирования 5 лет или 10 лет, учитывая стратегические цели компании, результаты текущей деятельности, включая осознание роли компании в выполнении государственных программ, федеральных целевых программ, стратегии развития смежных отраслей, реализации прогнозов научно-технического развития и информативных документов, которые принимаются Президентом РФ, Правительством Российской Федерации по стратегическим направлениям развития экономики.

После того как менеджмент компании сделал соответствующий проект, он должен быть рассмотрен специализированным комитетом при совете директоров, если речь идёт об обществе, или Федеральными органами исполнительной власти, если речь идёт о Федеральном Государственном унитарном предприятии. Затем, Минэкономразвития РФ и Росимущество должны провести всесторонний анализ, в том числе анализ возникающих рисков исполнения программы, её финансовой устойчивости, выполнимости целевых показателей и эффективности деятельности компании.

После этого, отраслевой ответственный Федеральный орган исполнительной власти направляет её на рассмотрение в Правительство Российской Федерации, и, затем, в зависимости от структурирования самих компаний, рассматривается несколько вариантов фактического рассмотрения на Правительстве РФ.

Для компаний первой группы, для наиболее значимых российских компаний, ФГУПы этого списка, к которым относятся «Федеральная сетевая компания», «Россети», «Ростелеком», «Российские железные дороги», ФГУП «Почта России», рассмотрение долгосрочной программы развития компаний предполагалось непосредственно на заседании Правительства Российской Федерации.

Для компаний второй группы предполагалось, что рассмотрение инвестпрограмм может быть проведено на заседании Правительственной комиссии или Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ с последующим рассмотрением инвестпрограмм на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации. Предлагалась следующая группа компаний и ФГУП, к которым относится указанный порядок: это «Аэрофлот», это Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, «Транснефть», «Газпром», Объединённая авиастроительная компания, Объединённая судостроительная компания, «Роснефтегаз», Россельхозбанк, Уралвагонзавод, Госзнак, Госкорпорация по организации воздушного движения.

К третьей группе компаний, инвестпрограммы которых рассматривались непосредственно на заседании Правительственной комиссии или Военно-промышленной комиссии, и не выносились на рассмотрение Председателя Правительства РФ, были отнесены такие компании, как «Росагролизинг», «Русгидро», «Росгеология», «Интер РАО ЕЭС», ФГУП «Космическая связь», «Росморпорт», «Салют» и некоторые другие компании.

И, наконец, четвёртая группа компаний, инвестпрограммы которых рассматривались непосредственно Федеральным органом исполнительной власти, который курирует их деятельность, докладывался в Правительство Российской Федерации и обсуждался на совещании у того вице-премьера, который курирует данную отрасль. Сюда относились «Шереметьево», «Алроса», ВТБ, «Совкомфлот», «Зарубежнефть», ОЗК, «Росспиртпром», «Российские ипподромы» и т.д. – это довольно длинный перечень компаний.

После указанного порядка рассмотрения, и рассмотрения с участием экспертного сообщества, решением Правительства Российской Федерации принимался вариант либо одобрить проект развития, либо дать соответствующие замечания, которые необходимо учесть при доработке инвестпрограмм.

Утверждённая программа долгосрочного развития Стратегических Предприятий Российской Федерации дальше реализовывалась Советом директоров компаний в соответствии с нормами законодательства РФ об акционерных обществах или, если в случае ФГУПа, решением отраслевого федерального органа исполнительной власти утверждалась программа долгосрочного развития.

Кроме этого, должен осуществляться регулярный аудит программ развития акционерных обществ, которые включены в этот стратегический перечень. Это должно серьёзно повысить эффективность работы компаний, а регулярное рассмотрение на уровне Правительства Российской Федерации результатов этого аудита позволит добиться повышения эффективности и соответствовать тем целям развития, которые ставятся перед этими компаниями.

В оценке инвестпрограмм принимали участие представители Советов директоров акционерных обществ, Советов потребителей при соответствующих отраслевых Правительственных Комиссиях, Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации, независимые эксперты, участвующие в экспертном анализе и обсуждении инвестиционных программ стратегических предприятий, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 г. № 1060-р и акционерных обществ, включенных в перечень, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 г. № 91-р.

Специалисты НКО «ГРОЗА» придерживались общих принципов экспертного рассмотрения инвестиционных программ стратегических предприятий РФ. Оценка происходила в следующем порядке. В первую очередь, инвестиционная программа рассматривалась с точки зрения соответствия документам долгосрочного государственного планирования. Далее, инвестиционная программа рассматривалась с точки зрения соответствия целям, которые ставит перед собой госкомпания. Наконец, эксперты рассматривали отдельные наиболее крупные инвестиционные проекты.
Предметом экспертного рассмотрения являлись:
1. В части проверки соответствия документам долгосрочного государственного планирования, рассматривалось достижение целей, изложенное в следующих документах:
– Указ Президента Российской Федерации № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;
– Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.;
– отраслевые стратегии Российской Федерации (например, Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года), в том числе ключевые показатели эффективности отрасли;
– стратегии развития регионов Российской Федерации;
– схемы территориального планирования;
– иные документы долгосрочного государственного планирования;
2. В части проверки соответствия целям, которые ставит перед собой госкомпания, соответствие инвестиционной программы корпоративной стратегии и долгосрочной программе развития госкомпании, в том числе по следующим показателям:
– натуральные показатели (объем вводимых мощностей, км проложенных путей и др.);
– финансовые показатели (объем капитальных вложений всего, и по годам);
– отдельные статьи расходов (НИОКР и др.);
– влияние инвестиционной программы на достижение ключевых показателей эффективности, стоящих перед госкомпанией;
– целесообразность и обоснованность объема и стоимости инвестиционной программы, в том числе на основании информации, предоставляемой госкомпанией, а также любых других независимых источников;
– количество проектов на реконструкцию, анализ на предмет необходимости комплексной реконструкции, в частности анализ аварийности объектов и сравнительный анализ необходимости реконструкции на основании объектов-аналогов;
– отклонения и причины отклонений в ходе реализации инвестиционной программы относительно предыдущего период, в том числе анализ соблюдения сроков строительства и практики заключения дополнительных соглашений.
3. В части рассмотрения отдельных наиболее крупных инвестиционных проектов:
– техническая и экономическая целесообразность проектов, в том числе на основании информации, предоставляемой госкомпанией, а также иных независимых источников;
– соответствие инвестиционных проектов инвестиционной программе;
– порядок реализации инвестиционных проектов;
– обоснованность стоимости и экономическая эффективность проектов в сравнении с аналогичными проектами, реализованными в том же или соседнем субъекте Российской Федерации, а также международными проектами.

Для сравнения использовались следующие показатели проекта:
– объем финансирования;
– срок окупаемости;
– внутренняя норма доходности;
– результаты технологического и ценового аудита инвестиционного проекта (если применимо);
– источники финансирования строительства инвестиционного объекта;
– загрузка производственных мощностей проектов и анализ данных по прогнозу спроса на инвестиционный проект;
– выводы по результатам технологического и ценового аудита инвестиционного проекта.
III. Порядок рассмотрения инвестиционной программы госкомпании:
1) Федеральный орган исполнительной власти направляет проект инвестиционной программы в адрес Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации;
2) Госкомпания направляет инвестиционную программу экспертам на рассмотрение. При обнаружении недостаточности полноты и качества предоставляемой информации, эксперты потребовали дополнительную информацию, обратившись в отраслевой Федеральный орган исполнительной власти или госкомпанию;
3) На площадке Аналитического Центра «Форум», или госкомпании, проводилось экспертное обсуждение инвестиционной программы и инвестиционных проектов;
4) По результатам работы готовилось заключение для направления позиции экспертов в отраслевой Федеральный орган исполнительной власти, а также госкомпанию и Правительство Российской Федерации.

В дополнение к вышеописанному порядку, экспертам рекомендовалось, при рассмотрении инвестиционной программы, проанализировать и сделать соответствующие выводы относительно влияния инвестиционной программы на:
– развитие конкуренции в соответствующем секторе экономики и смежных отраслях, а также развитие малого и среднего предпринимательства; 
– повышение качества жизни населения;

– развитие кадров;

– противодействие коррупции.

По результатам проделанной работы, некоторые Инвестиционные программы стратегических предприятий Российской Федерации получили ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ оценки экспертов НКО «ГРОЗА»! Причины отрицательных оценок следующие:

1) Например, инвестиционные программы ФГУП «АГА(А)» на период 2014 – 2016 годов и ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» на 2014 год не отвечают требованиям ст. 14, Главы III Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”.

2) В проектах программ отсутствуют документы по проверке эффективности инвестиционных программ (проектов), по проверке достоверности, обоснованности и  необходимости использования бюджетных средств.

3) Проекты инвестиционных программ не соответствуют Постановлению Правительства РФ № 590 от 12.08.2008 г., так как не имеют анализа по вопросу эффективности использования бюджетных средств.

4) Отсутствует информация по исполнению Постановления Правительства РФ № 437 от 05.06.2008 г.

5) Отсутствуют заключения Минэкономразвития о необходимости инвестирования в рамках Постановления Правительства РФ № 427 от 18.05.2009 г.

6) Проекты инвестиционных программ не соответствуют методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов и программ,  утвержденным Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ № ВК477 от 21.06.1999 г., проекты инвестиционных программ не соответствуют Бюджетному и Налоговому законодательству РФ.

В связи с вышеизложенным, у экспертов НКО «ГРОЗА» есть основания полагать, что, запрашиваемые стратегическими предприятиями РФ инвестиции необходимы им, возможно, для покрытия хищений. Инвестиционные программы рассмотрению и утверждению не подлежат в связи с их несоответствием законодательству РФ, и необходимым параметрам, о чем и было сообщено в Экспертный Совет при Правительстве РФ письмом исх. № 09/05-14 от 08.05.2014 г.

 

Вывод: В условиях кризиса и западных санкций, качество инвестпрограмм стратегических предприятий России должно строго соответствовать требованиям законодательства РФ, постоянно подвергаться тщательному анализу, строгой оценке, усиленному контролю и глубоким проверкам со стороны общественных независимых экспертов.

 

ГРАЖДАНЕ РОССИИ – ЗА ЗАКОН!

Аркадий Халявин для 

 


 

По всем вопросам, претензиям и предложениям по данной публикации обращайтесь к автору, Председателю НКО “ГРОЗА” Аркадию Халявину, тел.: 8-932-600-57-84, Эл.почта: 89090011111@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов | За содержание публикаций ответственность несет автор.