«Человек просто должен понять,
что он и есть государство.
И тогда общественное дело

становится его личным делом»

Чулпан Хаматова


Человек видит то, что он знает.

По инициативе Общественной палаты РФ в рамках проекта «Перспектива» в городе Челябинске 13-14 августа состоялся Форум активных граждан «Сообщество». Форум объединил на своей площадке более 1000 представителей различных общественных движений, негосударственных некоммерческих организаций, бизнес-сообщества, – неравнодушных к судьбе отечества.

Официальное открытие форума начиналось с приветственного слова Секретаря Общественной палаты РФ Александра Бречалова о разработке дорожной карты развития новых отношений государства, о реальной угрозе финансирования антироссийских проектов и общественных организаций Западом, о готовности государства поддерживать грантами НКО. Закончил он словами поддержки, которую он получил в этот день от своей дочери: «Высокие умы обсуждают идеи, средние – обсуждают поступки, а малые – людей» (индийская пословица).

Применительно к нашей действительности эта сентенция сегодня имеет новый смысл. С развалом СССР настало время политической активности, но эта активность имеет одну особенность – массированная критика власти, конструктивных идей, гражданских инициатив. Появилась критика заказная, направленная на достижение конкретных результатов по дестабилизации общества. С другой стороны все более эфирное время изобилует критикой, суждениями «малых умов» – обсуждаются криминальные истории, кто сколько имеет, личная жизнь публичных людей.

Средние умы – политики и журналисты обсуждают результаты деятельности власти и критикуют на грани рамок дозволенного, разрабатывают прогнозы о дальнейшем ухудшении ситуации для страны и населения.

 Идеи великих умов (а таковые были, есть и будут) обсуждаются кулуарно. Многие просто молчат, предоставляя возможность занять умы людей интересами далекими от серьезных тем. В то время, как все мировое сообщество находится сегодня в поисках новой экономической парадигмы, которая бы помогла преодолеть глобальный кризис.

 Под нарастающим давлением западных стран по ослаблению России все более осознается, что одним из основных факторов усиления государства является обязанность науки и экспертного сообщества, достоверно и своевременно информировать национальную элиту, которая принимает управленческие решения, о реальных процессах, проблемах и событиях, происходящих в обществе, в регионе, в стране и в мире, а также давать практические рекомендации решения этих проблем, участвуя самим в их реализации.


Другое прочтение будущего.

Модель нового глобального развития пока ещё никто не придумал, так как, перефразируя закон развития систем, «то, что спасет мир от кризиса должно родится внутри этого кризиса». При этом базовым набором элементов систем Мира остается прежним –это Человек, отношения между людьми, критерии распределения жизненных ресурсов и принципы управления социумом. Поэтому на данном этапе можно или «тиражировать настоящее в будущее» – делать то же самое, но лучше других и больше, или обозначить параметры (контуры) новой Модели самоуправления глобальной системы и устанавливать принципы или создавать новые политические модели, необходимые для моделирования социально-экономического будущего. Это переход из четвертого технологического уклада, сразу же в шестой. Для этого необходимо сформулировать несколько концептуальных вопросов:

1. «Какой человек будет жить в этом новом мире?»

2. «Какие между людьми будут отношения?»

3. «По каким критериям будут распределяться жизненные ресурсы?»

4. «По каким принципам будет строиться архитектура общества и дизайн системы административного управления?»

5. «Как между собой будут взаимодействовать элементы этой новой модели будущего: Человек – отношения- критерии- принципы?».

Чтобы найти ответы на эти вопросы, необходимо признать, что Мир ждет появление новых принципов социальных отношений и возникновение сети национальных инновационно–аналитических центров управления, которые заменят «вертикально» (золотой миллион) выстроенные и сегодня требующие реконструкции, т.е. создания новых социально – управленческих институтов. Кто первый это поймет и первый это реализует, тот и будет управлять будущим. Весь вопрос в том, кто первый найдет ответ на вопрос: « Как определить и организовать новые центры сборки энергии и человеческих ресурсов? И где они будут?» Сегодня идет борьба за «суть» и «смысл» человеческой цивилизации, поэтому будущее есть не для всех – конкурентную борьбу выиграет тот, кто, понимая реальность, окажется наиболее подготовленным к новым условиям. Форум Сообщество можно считать как новую нарождающуюся площадку диалога России и интегрирующуюся в будущем в диалог цивилизации. Этот глобальный замысел прежде всего политический и национальный проект. Ведь происходит не столько реформирование социума, сколько явно и неявно идет формирование основ будущей новой цивилизации.


Противоречия между ожиданиями и реальностью.

Российское население, проникнутое идеологией общества потребления, вовсе не собирается быть более аскетичным ради столь угодно выгодных долгосрочных государственных проектов, особенно на деморализующем примере отечественных элит. Общество потребления живет не ради каких-либо проектов будущего, но ради себя.

Потеря базовых социальных смыслов и ценностей является прямым следствием потери потока новых, масштабных проектов, интегрирующих вокруг себя нацию. Понятно, что России нужны альтернативные концепции, в которых четко осознается необходимость изменения миросистемы ради изменения судьбы России. Это способствует преодолению зацикленности, типичной для общественных наук, на собственной локально –национальной проблематике.

Поэтому в настоящее время на статус перспективной парадигмы обществознания может претендовать именно миросистемный анализ, с точки зрения которого Россия уже очень долгое время является частью глобальной системы. Готовность предлагать не цивилизационные, а общечеловеческие сценарии и решения проблем, которые могли бы в долговременной перспективе устроить все заинтересованные стороны.

 Поскольку представляется, что оптимальная и интеллектуальная, и моральная позиция состоит в том, что Россия – это квинтэссенция человечества, что в России есть место для всех. Это то место, где могут родится новые справедливые решения глобальных проблем современности. Решения, от которых зависит иное, более справедливое будущее человечества, взамен либерального консенсуса, обнаружившего свои исторические пределы, а не универсальность. Решения, учитывающие интересы будущих поколений и не основанные на получении сиюминутных выгод меньшинства за счет остального человечества.

 Сможет ли Россия в XXI веке вновь найти в себе что-то универсальное и всечеловеческое, новую социальную квинтэссенцию, достойную будущего всего человечества? Время покажет, но глобальный историко-социальный проект запущен и в любом случае проект «Перспектива» Общественной палаты РФ предполагает преодоление конфликтного тупика.

Социальная история России.

Ни одна страна мира не проходила путь развития в таком экстремальном варианте развития как Россия. В ведь русский успех как раз и заключается в приеме генерации идей, творчестве, поиске новых смыслов, образов.

Климат и географическое положение сделали нас лучшими специалистами по выходу из безвыходных ситуаций в экстремальных условиях, готовыми быть более уважительными к вере и ценностям других народов, заботящихся обо всех вместе и каждом в отдельности через общее.

Россия вновь на пороге больших перемен. История вновь преподносит нашей стране ряд тяжёлых испытаний, и мы снова на острие мирового кризиса. Нет сомнений, что придётся трудно. Справится ли с ними Россия и на этот раз, что ждет нас и нашу страну в будущем, в каком обличии предстанет она перед новым миром?

 Современное общество выстраивает новый канал социальной связи общества и власти. Этим была пронизана атмосфера Форума Сообщество, проанализировать состояние социально- активных слоев населения, их настроения, мотивации, степень доверия к власти, правовая и экономическая образованность, но при этом адекватная политическая грамотность. Поддержка НКО и социально- активных граждан государством – это критерии работы власти как на местах, так и на федеральном уровне.

Всем нужно понимать программы развития общие (государственные), поэтому власть обойти не возможно, да и не зачем, с ней нужно сотрудничать. А власти нужно научится работать более открыто в рамках новых форматов (Общественных Советов), то есть «вместе» создавая «мостик» между референтными группами. Эта будущая структура и есть новая площадка диалога более прозрачная, доступная, уважаемая, имеющая «обратную связь», готовая выносить предложения, выступать с законодательными инициативами, активно участвующая в публичном пространстве территории. И именно здесь рождаются и куются более «качественные люди» в органы власти, умеющие объединять политику, общественную деятельность и интересы территории.

Понимание общей цели главный критерий развития современного общества.

Считаем, главная проблема – в первом этапе перемен, когда нужно создать «коллективного субъекта» противостоящего нынешнему «беспорядку». И вот тут, кстати, патриотическая идеология может стать неплохим стартовым моментом для формирования «нового консенсуса» или «социального общественного договора», в качестве «Общественных Советов» местного самоуправления. Это есть единственный путь в нашей стране кардинальных перемен мирным путём, учитывая её предыдущий исторический опыт. Ведь если ничего сегодня не предпринимать, то события «майдана» могут начаться относительно мирно, но это совершенно не исключает последующего взрыва насилия.

Поэтому «ресоветизация России», о которой сегодня говорят все больше, конечно утопия, поскольку никто не понимает к какому «советскому нужно вернуться?». В одну реку невозможно войти дважды. Поэтому нужен новый альтернативный тип государственной организации и общественной самоорганизации. Но также абсурдно реакционно и преступно, отказываться от плодов достигнутого прогресса, ссылаясь на уже заплаченную за него цену. Как раз наоборот, именно потому, что этот прогресс такой дорогой ценой оплачен, надо за него всячески держаться и использовать в мирных целях.

Процессы, происходящие у нас и на Западе вообще неразрывно связаны. Как только рухнул СССР начала стремительно деградировать и западноевропейская демократия. У России и Европы общая история, один материк и один цивилизационный путь. Мировая история сложилась так, что Россия не должна подряд копировать западные образцы, а создавать новые модели развития, которые толкают вперед прогресс человечества остальной части европейской цивилизации.

То что было верно по отношению к началу ХХ века, это верно и сейчас.

Не потому, что мы сделали какой-то особый «собственный выбор», а потому что наша страна вновь оказалась на самом острие мирового кризиса и все очередной раз ждут от России новых прорывных управленческих технологий. И Россия принимает этот вызов.

Местное самоуправление – сегодня основа гражданского общества. Чем его меньше на местах, тем хуже, и конечно не спасают такие симуляции и имитации в виде «удобных» Общественных палат. Местная власть способна работать только с создаваемыми ею самой симулякрами. Однако «истинно народный» патриотический подъём населения создает проблемы именно для такой власти. И потому закономерно, даже неизбежно, что патриотическое настроение общества рано или поздно обернется против такой власти. Положительные примеры уже существуют, хотя возможно, этот «феномен» хорошо подготовлен и финансировался власть имущими (тогда тем более он ценен), это попытка и поиск новых путей диалога, Нижнетагильский мэр Сергей Носов, был избран 99,3% жителями отдавшими за него свои голоса. Что увеличило уровень ответственности Сергея Константиновича как руководителя, а граждан как ответственных за свой выбор. Не удивительно, что на Форуме Сообщество, он собрал самую большую площадку диалога на площадке «Третий сектор» и государство: дорожная карта развития НКО, тема: «Взаимодействие НКО с органами власти».

Это сегодня яркий пример основных признаков новой формации общества. Поэтапное вызревание новых социально- экономических укладов (социально- ответственных видов хозяйствования) на основе существующих типов общественно экономических формаций мирным путём, в самоуправлении своей территории. При этом, в отличие от ранее имеющихся печального исторического опыта революционных преобразований государств, «новая ОЭФ» поэтапно и взаимовыгодно для всех членов общества уже входит в жизнь.

Актуальный поиск российским населением «нестандартных» способов решения насущных проблем общества; рост инициативы населения, вызревание коллективно- иерархических способов управления сегодня главная тенденция развития.

Многоукладность будущего государства российского.

Ведь страны мирового сообщества находятся на разных уровнях своего развития. Эти различия определяются следующими признаками:

1)  Общественно экономический уклад;

2)   Уклад как вид хозяйствования;

3)  Форма собственности;

4)  Уровень культуры отношений.

Именно поэтому для упрощения согласования функционирования звеньев государства должны применяться схемы управления и формы собственности смешенного типа ( на общей универсальной основе). Общественные принципы социально- экономических укладов:

1) Первобытнообщиный – единение, защищающее жизнь.

2) Рабовладельческий – единение, обогащающее личность.

3) Феодальный – иерархическое единение, обогащающее личность и группу.

4)  Капиталистический – иерархическое единение, обогащающее группу и межгрупповые (олигархические) отношения.

5) Социалистическая – иерархическое единение ярких индивидуальностей; первенство общего блага перед личным.

 6) Коллективно- коммунистический – иерархическая коллегиальность и общественное самоуправление.

 7) Общественный – иерархически- межколлективное самоуправление ярких индивидуальностей.

 8) Общечеловеческий – иерархически- системноколлективное и международное самоуправление ярких индивидуальностей (адептов), лидеров, личностей, групп, народов.

Но при этом существуют непроявленные уклады.

1) Это тенденции развития формаций в тех направлениях, которые ранее не были развиты, но активно стимулируются к проявлению посредствам групп «прогрессивных людей» в обществе с патриотическим сознанием.

2) Это «скрытые общественные силы», движущие развитием государства. И будучи неизученными, непроявленные уклады служат источником постоянного напряжения в обществе и власти, хотя эта общественная сила направлена на благо развития России.

При осознании же универсальных закономерностей развития государственности именно данные тенденции являются стимулом развития для любого общества.

 Более того, искусственное сдерживание развития укладов тормозит развитие общества, а такое искусственное насаждение новых, необоснованных, с точки зрения универсальных закономерностей форм государственности также разрушительно влияет на общество. При этом каждый последующий уклад включает в себя достижения предшествующих формаций, ускоренно повторяя их в новом цикле развития общества.

Учитывая выше сказанное, хочется сделать ВЫВОД:

Александр Владимирович Бречалов профессионал своего дела в человеческих технологиях, выслушав в течении пяти минут наш проект создания альтернативно- инновационной среды для молодежи в рамках Технопарка «Молодежный», он взял его лично под свой контроль и назначил куратором руководителя проекта «Перспектива» Общественной палаты РФ Свинина Александра Александровича, поскольку –это важнейшая часть новой общественной повестки дня, на перспективное развитие общества. Реализация программы запуска формирования национального «инновационного кадрового резерва молодежи»!!!

 

 

Ермакова Вера Васильевна,

президент Фонда «Интеллектуальное богатство»,

генеральный директор Технопарка «Молодежный»