13/08/15

– Основным политическим риском сегодняшнего дня видится низкий уровень компетентности управленческого звена всех уровней, что особенно очевидно на уровне местного самоуправления, – считает Артем Кирьянов, член Общественной палаты России, первый вице-президент Молодежного союза юристов РФ, член-корреспондент РАЕН, к. ю. н. Эксперт рассказал «Регионам Онлайн» о внутренних угрозах политической стабильности России:

– Рассуждая о политической обстановке, вызовах и перспективах России, необходимо прежде всего оговориться, что уровень благосостояния населения не имеет прямой корреляции с политическим трендом, не влияет напрямую на рейтинг действующей власти. Действительно, политический эффект от падения уровня жизни, экономического спада может быть «отложенным», но только в случае отсутствия стратегии развития государства, поддержанного обществом. Хотелось бы обратить внимание, что и сегодня лидеры протестного электората – не из беднеющих или слабозащищенных слоев населения, а небольшая прослойка, как бы сказали классики, «разночинцев», публично выражающих неудовлетворение властью вследствие неудовлетворения личных амбиций. Смена повестки, «от стабильности – к развитию» – совершенно не новый лозунг, часто использовавшийся на выборах различного уровня партией большинства. Однако развитие невозможно без определенного пересмотра «корзины стабильности», который компенсируется глобальностью целей.

В этом смысле хотелось бы выделить ряд ключевых моментов развития страны за последние годы. Постельцинский период можно охарактеризовать в определенном смысле как аккумулирование государством внутренних сил для очередного в истории выхода России на уровень основных акторов международной политики. Прежде всего, так называемый «посткрымский эффект», как и собственно вхождение Крыма в состав РФ – лишь подтверждение большинством населения страны готовности к новому позиционированию России на международной арене. Не менее важный момент, который стоит выделить – это переход от советского образа мышления к психологии собственника, смена планово-иждивенческого отношения к жизни на активный поиск своего места в социуме. В скобках приведу несколько примеров. Бурно обсуждаемые сегодня взносы собственников на капремонт… Безусловно, есть множество нюансов, начиная от недоверия населения к обещаниям местных властей и заканчивая законодательной непроработанностью ряда технических моментов. Но в целом 83% собственников жилья в стране должны понимать, что забота о состоянии их жилища лежит именно на них. Осознание этого через 20 лет после приватизации – сложный процесс. Еще пример – отношение к уплате налогов. До сих пор конституционная обязанность гражданина ощущается им очень слабо, моральная готовность к уходу от налогов в России очень высока и не вызывает общественного осуждения. Тем не менее, можно говорить о формировании нового поколения налогоплательщиков, которое как минимум понимает, что уплата налогов в полном объеме – первый признак патриотизма.

Формирование ценностей, осознание своего места в жизни – процесс болезненный и сложный для каждого человека; тем более он сложен для государства, требует выдержки не одного поколения. Представляется, что сегодня этот процесс идет, идет трудно и болезненно, но именно это – и есть повестка развития. Стабильность, рост зарплаты и пенсий – это либо повестка обреченного общества, либо краткий отдых перед рывком. Со сдержанным оптимизмом полагаю, что повестка развития на сегодняшний день есть, и в среднесрочной перспективе мы увидим ее реализацию.

– Какие политические риски Вы считаете наиболее опасными сегодня?

– Основным политическим риском сегодняшнего дня видится низкий уровень компетентности управленческого звена всех уровней. Особенно это очевидно на уровне местного самоуправления. Низкий уровень компетентности не позволяет управленцу видеть перспективу, любая рабочая позиция рассматривается как внутренне незаслуженная, что порождает желание «урвать» сегодня и на всю жизнь… и так мы скатываемся до бытового воровства прораба на стройке. Основной риск развития страны в целом – отсутствие в человеке самоуважения, подкрепленного объективной компетентностью. Воспитание гражданина – залог успеха общества.

– Парламент не пользуется большой популярностью и авторитетом у избирателей, многие законодательные инициативы вызывают серьезную критику со стороны общественности. Как Вы оцениваете перспективы обновления этого органа власти?

– К сожалению, в массовом сознании депутатский корпус – и не только депутаты федерального уровня, а в целом – воспринимается в основном негативно. Отчасти это исторически обусловлено историями о депутатах и их помощниках созывов 90-х годов, но также большую роль играет отношение СМИ к работе депутатов.

Безусловно, депутат как публичное лицо всегда находится на переднем крае, то, что никогда не видно в работе правительственных структур, депутату вменяется в вину априори… При этом депутат любого уровня объединяет в себе две важнейшие функции – нормотворческую и представительскую, являясь основой демократического устройства государства. В этом смысле каждый гражданин, представитель СМИ, прежде чем критиковать депутатов, парламент, их решения или инициативы, должен задуматься о своем вкладе в демократический процесс. А что сделал лично я, чтобы депутат был лучше, умнее, принимал «правильные» законы? Когда в последний раз я ходил на выборы? Был наблюдателем? В деятельности какой партии я участвую? Это все не пустые вопросы… Работа депутата достаточно сложна, и демократические процедуры сложны, какими бы с виду простыми они ни казались… Демократия и законы не появляются на пустом месте, у каждого человека должно быть переживание демократии, личный опыт – иначе не будут исполняться самые продуманные законы, самые демократические процедуры будут выполняться «для галочки».

Перспективы российского парламента трудно оценить в отрыве от повышения уровня правовой культуры граждан, осознания каждым гражданином его прав и обязанностей. Чем более активен в общественном, политическом плане гражданин, тем больше у него прав на компетентного представителя в законодательном органе власти. По-другому политика не работает, надо начинать с себя.

– Путин – самый влиятельный и сильный в России политик, во многом его фигура выступает гарантом политической стабильности. Какие еще опоры государственного устройства существуют в стране?

– Президент России – в определенном смысле правопреемник многовековой властной традиции. Тем не менее не стоит забывать о том, что личность в истории всегда подкреплялась поддержкой социальных институтов. Сегодня руководство страны, на мой взгляд, активно работает над внедрением демократических процедур, идет поиск новых форм и методов. Подтверждение этому – поиск форматов в рамках деятельности местного самоуправления, выявление и развитие общественных инициатив. Принципы «консультативной демократии» сегодня активно используются в работе Общественной палаты России – например, механизм «нулевых чтений» законопроектов призван сформулировать позицию общественных объединений как представителей гражданского общества; согласиться с ней или нет – выбор парламентариев, но в случае преодоления этой позиции мотивация депутатов должна быть исчерпывающей. В целом, первичная основа любого общества – сознательный, компетентный, грамотный гражданин, и именно он – основная опора государства.