13/08/15                                                                       

«Не следует искать там, где не терял».

 Народная мудрость

 

Народовластие не является чем-то новым. С него начинали первые города, да и государство по Цицерону – «respublica» (дело народа). Известный оратор предлагал смешение государственных форм. Его республика включала «царственное», мнение аристократии и «волю народа». При этом важнейшим достоинством считалось правовое равенство граждан. Народ, в понимании мыслителя, не был «любым соединением», объединяло людей согласие в вопросах права и общих интересах. Идти к правовому государству нужно и нам, но лишь на фоне духовного единения. Без него России не быть. Навязшая уже юридизация заслоняет иные проблемы.

Древние не благоволили к народоправству. Горластый демос раздражал знать, требуя постоянного компромисса. Афинский реформатор Солон ввел законный порядок, лишив ситуацию остроты. Его умеренный цензовый вариант, наконец, привёл к компромиссу. Теперь народ не правил «напрямую», а лишь участвовал в управлении. Надо сказать, что крайняя демократия, как и все крайности вредна. Правление – несомненное искусство, поэтому править должны знающие (принцип Сократа). Критиковали демократию Пифагор и Гераклит, Аристотель и Полибий. Их идеалами были аристократия и царская власть. Платон называл демократию «властью завистливых бедняков». Исключение составляли старшие софисты, считавшие человека – «мерой всех вещей» (Протагор). Но речь не об идеалах и ценности человека, хотя и они невероятно важны. Коллективное управление всегда занятие отчаянное. Совместные действия предполагают согласие, а это редкий аккомпанемент. Сто человек – сто мнений, и это ещё не предел. Поэтому общественный договор, скорее, плод позитивной теории. На практике же государство – насилие, ограниченное законом или нет.

За человеческую историю демократию принижали и возвеличивали. Мыслители оценивали строй и меньше сущность человека. На самом же деле, человек ваяет жизнь, множа достоинства и недостатки. И если человек «не очень», то и продвинутое устройство ни к чему. Чем совершеннее система – тем выше мораль, идеальное устройство – для идеальных людей. А где их взять посреди безверия? И что делать с собственностью, въевшейся в нутро? Сознание – субстанция сложная и созревает дольше экономических основ, а значит, начинать следует с него.

Прежде всего, надо отделить идеал от реальных форм правления. В философии идеал – прообраз совершенства, высшая цель стремлений. Рожденный волей и воображением, он призван указывать путь. Для нас это справедливое или социальное государство. В этике, справедливость – обязательный атрибут всех иных ценностей, «сумма всех добродетелей вообще» (Платон). Справедливость – это покаяние, мир и спокойствие в душе. Французский моралист Вовенар писал, что «тот, кто боится людей, любит законы». Так уж повелось, что мы с трудом переносим ограничения. Наша широкая душа полна сострадания, но нетерпима к насилию. Россия обязана быть справедливой и лишь потом, какой угодно. «Суд по совести» на Руси всегда был выше суда «по закону».

Продолжая этическую тему, надо сказать, что демократия без морали ничто. Её главный принцип – свобода, а свобода не имеет ограничений. Возможность поступать, как хочется, опасна без этических границ. Люди должны быть ответственными за то, что делают сами и позволяют делать другим. «Добро» и «зло» должны рождать естественное и устойчивое поведение. Без воспитания в определённой системе ценностей к этому не прийти. Но есть и иные тревожащие симптомы. Деньги всегда изменяли людей, но столь глубокие и массовые изменения ещё не наступали. Современный человек отуплён, и всё время спешит, этическое рассмотрение почти отсутствует в его жизни. Деньги калечат человеческое существо, сметая принципы и усыпляя совесть. Именно поэтому диктатура капитала страшней всех предшествующих диктатур.

 Кроме поиска бесконечного компромисса и наличия воспитанного большинства, демократии нужна активность, народ же, в своём большинстве, безразличен к власти. Эта демоническая сущность пленит индивидов и растворяется в обывательской массе. Обычный средний человек зашорен бытовыми вопросами и далёк от глобальных тем. Хотим мы того или нет, но число равнодушных определяет возможности строя. Можно снизить порог явки или убрать его совсем, только в чём единое мнение? В безразличии? Интерес народа к управлению страной критичен для демократии. Равнодушие ущербляет любой строй, а от неё оставляет одну табличку. Это главная проблема всех демократий, не взирая на их возраст и тип.

Демократия – это и способ мышления, которому нужна питательная среда. Такой средой может быть идеология, религия или философия. Однако, как её ни называй, она должна быть близка культуре. Россия сильна соборностью и  вековыми традициями общины. Слово «соборность» подарено первопечатниками, и не имеет аналогов в других языках. Именно поэтому Н.Бердяев ввёл термин «коммюнотарность» (от франц. commune – община, коммуна), призванный пояснить смысл единения. По мнению философа, идея спасения в «ответственности всех … за всех» и «каждого за весь мир». В русской философии «соборность» – свободное духовное единение на основе братства и любви. 

Мы выбрали самый «свободный», а значит, невозможный без этики строй. При этом мы отказались от воспитательной среды (п.2, ст.13 Конституции). Советский период, несомненно, оставил пропагандистскую оскомину, но здравый смысл обязан был победить. Стране нужна «национальная идея», формирующая социальный каркас. Научные направления должны быть свободны от любых пут.

Следующей проблемой является гармоничность устройства истории страны. История России – это история монархии. Новгородское вече – скорее исключение, а «партократия» – пародия на народный суверенитет. Даже глубокое Октябрьское самозабвение не принесло демократического результата. В предсказуемом отторжении повинны многие факторы, но центральными являются – имперские амбиции большевиков и труды Платона. В основу советского государства  были положены сразу две утопии: «Государство» Платона и коммунизм Маркса, и если Маркс «отвечал» за экономику, то Платон – за структуру общества. Латентное деление на сословия в сочетании с внедрением улучшенной Спарты не могли привести к демократии (высшее сословие; сословие стражей; сословие кормильцев). Спарта была рабовладельческим государством с жёсткой казарменной дисциплиной. Кроме этого, Платон явно недолюбливал демократию. Стремление к мировой революции в сочетании с античными разработками, утвердили в России диктат «постигших идею». Как известно, партийная дисциплина была подстать спартанской, а генсек превосходил по власти царей, частная собственность была запрещена, а начавшаяся сексуальная революция едва не обобществила жён и детей. Без внимания остался главный вопрос – объединение мудрости и власти.

Стране не нужен эксперимент и это – главная истина, но и брести чужой дорогой смысла не много. Правителей выбирали греки, Рим и Византия. Последняя российская династия – также результат Земского собора. Отчего не вернуть корону, как награду лидеру? Состоявшийся правитель – великое благо. И речь не о царских привилегиях, а об отношении к стране. На президента нигде не учат, им становятся, что называется, «с колёс». При этом опыт набирается постепенно, не без «шишек» на наших головах. Вот и получается, что мудрый правитель – редкость для демократии, которую нужно беречь. В любом случае, всё должно быть продуманно, в гармонии с ситуацией. Осилить стоящие задачи можно только вместе.

 

 

 

 

Россия сильна соборностью

(Манифест)   

            «Купно за едино!»

                       К.Минин

     Четыре века назад земское ополчение освободило Москву от захватчиков. Тогда сам народ отстоял государственность, следуя велению сердца. Соборность спасла и еще не раз спасет российское государство. Когда мы вместе – мы непобедимы.

     Соборность – это любовь к Родине с Богом в сердце. Это духовное единство, чистота помыслов и жажда действий; великие свершения и причастность к общей судьбе; братское единство, ломающее национальные границы; свобода совести и свобода слова, любовью друг к другу и единение с природой.

      Соборность – наш бесконечный потенциал. Это общая воля и исторический опыт, российский характер, определяющий устройство и путь. Наше прошлое и будущее неразделимы, мы гордимся своей историей.

     Соборность – это правда и справедливость. Мы верим в лучшее, талант и доброту России. Наши идеалы – социальное государство, служение народу по велению души.

     Соборность – это этическое общество крепкое духом и воспитанное на российских  традициях. Мы за личный и общий успех, объединяющий общество.

      Соборность – основа социальной жизни, добросовестность и ответственность, сострадание и взаимопомощь. Это традиционные семейные ценности и демографический потенциал, счастливое детство и обеспеченная старость. Мы умеем работать и отдыхать. Труд – основа благосостояния гражданина и государства.

     Соборность – это крепкое государство с программным развитием экономики и науки, рачительное использование ресурсов и охрана природных богатств. Мы за процветание России и уверенность в завтрашнем дне.

© А.Ю.Телухин, кандидат педагогических наук