18.03.2015

– Рецепт, как легче всего стать губернатором, до сих пор лучше других знают крупные финансово-промышленные группы, – считает политический консультант Константин Бакшеев. Эксперт «Регионов России» поделился своими мыслями о существующем порядке получения должности губернатора и рассказал о том, какие шаги нужно предпринять кандидатам на этот пост в попытке возглавить регион.

– Нынешний порядок избрания губернаторов конечно можно критиковать за низкий доступ к реальной конкуренции, но по сравнению с «прямым назначением» – это шаг вперед.


Даже если посмотреть только в теории, возвращение пусть и моногамных выборов уже должно удвоить ответственность избранных глав регионов. То есть фактически теперь губернатор должен держать отчет и перед Кремлем, который доверил ему приставку «и.о.», и перед своими избирателями, которые хоть и полуреферендумным способом, но это доверие подтвердили. В конце концов, с возвращением процедуры выборов сегодня в некоторых регионах у кандидатов от власти появляются предвыборные программы и прочие стратегические документы, благодаря чему можно зафиксировать точечные обещания и требовать их выполнения.

Если же говорить о том, как легче всего стать губернатором, то этот рецепт до сих пор лучше других знают крупные финансово-промышленные группы. «Регионообразующие» компании по-прежнему не упускают возможность лоббирования корпоративных интересов и как следствие продвигают своих игроков (часто из местных элит) в самые высокие кабинеты.

А вот основная ставка на кураторство своей кандидатуры со стороны высокопоставленного сотрудника Администрации Президента легко может быть ошибочной. При этом ключевой риск кроется даже не в моральных качествах покровителя, а в часто возникающем тренде на обновление кадровой политики внутри Кремля. То есть, если потенциальный претендент на губернаторское кресло начинает выстраивать теплые отношения с федеральным куратором за 3-4 года до желаемого назначения, он должен быть готов, что кульминация процесса может пройти совершенно в других декорациях и с другими действующими лицами. А значит и время, и определенные средства могут быть потрачены впустую.


Что касается личных качеств борцов за кресло губернатора, то в первую очередь здесь стоит обсуждать их публичную сторону, с которой сами претенденты нередко знакомятся только после выпуска первых фоновых агитматериалов. Не секрет, что «потребительская корзина» необходимых качеств избранника отнюдь не строится из уже имеющихся плюсов кандидата, а изучается и формируется специалистами на основании электоральных запросов и сложившейся общественно-политической обстановки. К примеру, будущий приемник главы Кемеровской области, даже при всем возможном внутреннем нежелании, чтобы победить, станет похож на Амана Тулеева, а на Сахалине, наоборот, будет пользоваться успехом акцентированный антипод Александра Хорошавина. Одним словом, губернаторами не становятся, губернаторы создаются. Какой бы успешный бэкграунд у претендента ни был, он останется вторичным перед остротой реальных требований в конкретный час, в конкретном месте.