Єкатеринбург це Європа? Ройзман не смог ответить на поставленный патриотами вопрос. Часть 3. Превышение полномочий главы города?

18/03/2015

«Я – глава Екатеринбурга и это входит в мои должностные обязанности – все представительские функции и контакты со всеми дипмиссиями, со всем дипломатическим корпусом», – заявил вчера в эфире “Эха Москвы” Евгений Ройзман, комментируя наш запрос в МИД о наличии санкции ведомства на встречу главы города с британским дипломатом Мартином Харрисом, с 2003 по 2008 год контролировавшего в Киеве финансирование НКО, готовивших “цветные революции” на Украине.

Здесь мы имеем дело либо со звёздной болезнью, либо полным незнанием Основного закона Российской Федерации, что для Главы города является серьёзным показателем несостоятельности.


Если бы это прозвучало из уст Владимира Путина, было бы хорошо, но … глава Екатеринбурга – и все представительские функции и контакты? МИД РФ и Министерство международных и экономических связей Свердловской области нервно курят в сторонке в тихой зависти.

Впрочем, для тех, кто случайно оказался в нужное время и в нужном месте, проведем небольшой анализ основ законодательства по данному вопросу, состоящий из четырех тезисов. Я не являюсь юристом, но у меня возникли вопросы, которые позволяют усомниться: «Не были ли превышены полномочия мэром города Екатеринбурга?». Может быть, Евгений Вадимович или опытные юристы смогут здесь прокомментировать, в чем я прав или не прав?

1. Основные полномочия в международной сфере принадлежат государственной власти РФ и субъектам РФ, то есть власти региональной.

КОНСТИТУЦИЯ РФ, Статья 72

«1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации».

То есть в Конституции РФ однозначно сказано, что внешнеэкономические связи – удел государственной и региональной власти, а не муниципалитетов.

А вот функции муниципалитетов: КОНСТИТУЦИЯ РФ, Статья 132:

«Статья 132 Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

Иными словами, Ройзман может быть наделен некоторыми 

дополнительными полномочиями, но только на основании закона, а не подзаконного акта. Он эти полномочия не может осуществлять бесконтрольно, он подотчетен государственной власти. В особой мере государство контролирует международные связи.

2. Международные связи подотчетны структурам государственной власти.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.01.99 N 4-ФЗ «О КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

«Органы государственной власти субъекта Российской Федерации заблаговременно уведомляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры о заключении соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей».

Именно такой вопрос мы и задали – уведомил ли мэр МИД РФ, даже если условно считать, что он не превысил свои полномочия? Если он не обсуждал никаких соглашений (а речь в своей речи Евгений Вадимович говорил именно о торговых связях), на какую тему все-таки была встреча? Была ли она в официальном расписании мэра Екатеринбурга, или имела скорее «подпольный характер»? Выпускался ли официальный пресс-релиз, как это принято в органах власти при проведении международных встреч? Какие были основные итоги? Почему столько секретности, если встреча была в интересах города?

3. Международные связи бывают разными, на некоторые из них ограничений больше, на некоторые – меньше. Устав Свердловской области.

Устав Свердловской области говорит про международные связи очень аккуратно:

«Свердловская область обладает в пределах своих полномочий правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Свердловская область с согласия Правительства Российской Федерации может осуществлять международные и внешнеэкономические связи с органами государственной власти иностранных государств.

Органы государственной власти Свердловской области в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области и законами Свердловской области, имеют право на заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей».

Заметим, что здесь выделено два аспекта – взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и взаимодействие с органами рангом пониже. Поскольку дипломаты официально представляют иностранные государства, такие связи осуществляются, по нашему мнению, только с согласия Правительства РФ. Хотелось бы понять, в каком виде такое согласие снизошло Евгению Ройзману. Кроме того, и другие связи могут иметь определенные ограничения – они даются строго в соответствии с имеющимися полномочиями, а не в полном объеме, как это утверждает мэр Екатеринбурга.

4. Устав МО «Город Екатеринбург» прямо не говорит про дипломатические встречи, как это утверждает Ройзман

Тем не менее, Устав устанавливает некоторые международные акценты деятельности Главы Екатеринбурга, вот они:
«В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования обладают следующими полномочиями:

… осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами».
Глава Екатеринбурга:

«… является официальным представителем муниципального образования в Российской Федерации и за рубежом;
… определяет направления развития региональных, межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей муниципального образования».

Нигде в данном тексте нет слов о прямом наделении главы города Екатеринбурга полномочиями осуществлять международные связи со всеми официальными представительствами зарубежных государств. Здесь говорится о стандартном представлении интересов муниципалитета где бы то ни было и только для целей решения локальных местных вопросов – уборка снега, содержание жилищного фонда, охрана общественного порядка, социальное обеспечение и пр. Но не с послом же Великобритании решать такие локальные вопросы!

Также в Уставе говорится о возможности составить некий документ с названием «Направления развития … », в котором будут обсуждаться внешнеэкономические связи в пределах компетенции города и его задач.Купить для города снегоуборочные машины – пожалуйста! Разработайте политику, где будут указаны способы удовлетворения местных потребностей и на основании каких тендерных процедур будут проводиться закупки.

Ни о каких самовольных и нескоординированных двусторонних контактах с дипломатическими представительствами от имени города в Уставе речи нет.

И вот, вчера, Путин поручил провести инвентаризацию полномочий регионов (http://politrussia.com/news/putin-poruchil-provesti-694/). Символично, что ранее на заседании Президиума Госсовета выступил сенатор и бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. По его словам, по закону полномочия должны передаваться вместе с деньгами. В этой связи хотелось бы уточнить – какие службы города занимаются международными связями и выделялись ли на это средства налогоплательщиков? Если средства в бюджете на эти цели отсутствуют, то встреча с послом может рассматриваться, как имеющая личный характер.

Но почему и зачем тогда в рабочее время на личной территории проходят такие встречи?

Продолжение следует.

 

© Илья Белоус

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов