В Хабаровском крае обсудили улучшение инвестиционного климата в формате Национального рейтинга

16/03/2015

Межведомственный Совет по устранению барьеров в предпринимательстве при правительстве Хабаровского края обсудил ход реализации «дорожной карты» по улучшению инвестиционного климата в формате Национального рейтинга эффективности органов власти по созданию условий для ведения бизнеса.

Национальный рейтинг призван выявить лучшие практики по организации административных процедур и поддержки бизнеса, привязан к внедрению Инвестиционного стандарта и Стандарта развития конкуренции. Показатели Национального рейтинга включаются в оценку эффективности деятельности губернаторов. Он разработан «Агентством стратегических инициатив» с участием бизнес объединений «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Деловая Россия», «Опора России» по поручению Президента России.

Как отметил министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктор Калашников, решение вопросов формирования Национального рейтинга и внедрения Инвестиционных стандартов должно быть скоординировано между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. В едином экономическом пространстве и при единой законодательной базе результаты внедрения Стандартов должны быть одинаковыми, но они отличаются по причине разных условий ведения бизнеса в субъектах РФ. Национальный рейтинг запущен в 2014 году как эксперимент в 21 регионе страны по 18 направлениям и 50 показателям. Он используется в целях усиления взаимодействия ветвей власти в вопросах улучшения инвестиционного климата и развития конкуренции.

Министерство получило первые результаты взаимодействия органов власти в части внедрения Стандартов. Как выяснилось, для губернатора они не слишком приятные. Так на регистрацию предприятия в Хабаровском крае уходит в среднем 16, а в Калужской области – 10 дней. Разрешение на строительство предприниматель получает за 156, а в Татарстане – за 40 дней. Регистрация прав собственности проходит за 33, а в Челябинской области – за 14 дней. Постановка земельного участка на кадастровый учет в Хабаровском крае занимает 81, а в Москве – 21 день, при этом хабаровским инвесторам предложено проходить в пять раз больше процедур. Закон один для всех, а работа в регионах идет по разным правилам. «В чем причина низкого уровня взаимодействия исполнительной власти и ресурсоснабжающих организаций?» – спрашивают эксперты.

По мнению министра, слабо организована информационная работа, недостаточно количество точек приема документации, низка мотивация чиновника по сокращению сроков обработки данных. Общая модель взаимодействия в соответствии с лучшими практиками в регионах не отработана. «Дорожная карта» реализуется в зависимости от условий, в которых находится инвестор. Эксперты усматривают отсутствие связи между внедряемым Инвестиционным стандартом и Национальным рейтингом. Стандарт в 2014 году внедрили, а инвестиционный климат не изменился, соответственно рейтинг эффективности губернатора не повысился. Рейтинги не будут достоверными, если не отладить взаимодействие ведомств, снабжающих организаций и фондов поддержки предпринимательства. Пока в Хабаровском крае поются «две песни», и если меняются условия для исполнения второй (инвестиционный климат), то нужно вносить поправки в первую (национальный рейтинг). Существует третье произведение под названием Стандарт развития конкуренции, которое пока не поется ни с первой, ни со второй «песней». «Нам предстоит объединить стандарты и рейтинг, и сделать это к заседанию Госсовета, который запланирован на март 2015 года», – подчеркнул Виктор Калашников.

Как отметил член Совета по устранению административных барьеров Сергей Степанов, Совет существует давно. «В течение трех лет мы ставим вопрос о согласованности действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти по улучшению инвестиционного климата. Мы не пришли к единым показателям в рамках проблем по реализации инвестиционных проектов, не выбрали механизм влияния на разные уровни власти, не подписали ни одного соглашения в вопросах внедрения стандартов с указанием сроков и ответственности за невыполнение целевых показателей. Сейчас нам предложено в очередной раз заставить участников процесса наладить взаимодействие. Но если это не сделано прежде, тогда что заставит чиновников выполнять поручение губернатора в 2015 году? Мы три года занимались убеждениями, а работу в этом направлении продолжают прежние должностные лица. Значит, губернатор хорошо оценивает их деятельность при низких показателях своего рейтинга. Считается, что наказанием для чиновников за неисполнение поручения является предупреждение. Прокуратура края подтвердила – в 99 случаях нарушений из 100 им выносится замечание. В таком случае мы никогда не добьемся нужных результатов, потому что ни по одному решению Совета не установлена адекватная ответственность исполнителей. Не установит губернатор наказание для своих подчиненных, заседания Совета будут проводиться по прежнему сценарию – собрались, поговорили, разошлись», – заявил Сергей Степанов.

«В полномочиях Совета – устранение административных барьеров. В полномочиях государства – не убеждение, а принуждение к исполнению своих решений. И если где-то чиновники исполняют свои обязанности за 80, а не за 20 дней, то нужно изучить опыт других регионов и заставить их разработать иную модель поведения. Не поменяли модель поведения – принимать кадровые решения. Иначе так и будем заниматься уговорами. Либо мы управляем процессом, либо занимаемся убеждениями. В последние годы убеждали, а цели своей не достигли. Госкорпорации заявили – мы ответственности за развитие регионов не несем. У нас другие задачи и решение губернатора нас не касается. Нужно прописывать ответственность руководителей федеральных структур и снабжающих организаций за решение поставленных правительством России задач. Не получится – привлекать прокуратуру. Прописать ответственность за необоснованные проверки бизнеса, нарушение сроков выдачи разрешений, неисполнение поручений губернатора. Ведь записали – выдавать документацию инвесторам в разумные сроки, но нигде не указали что такое разумный срок. Получается в одном регионе разумный срок 20, а в другом – 80 дней. Нужно менять регламент работы чиновника на всех уровнях власти. Привести документ в соответствие с «дорожными картами» на эталонном объекте. И делать это каждый раз, когда меняются законы. Нам нужны модельные решения по отраслям, базирующиеся на лучших региональных практиках»,  – подчеркнул член Совета Евгений Шулепов.

Член Совета Андрей Сухоруков отметил, что любой «вахтер», сидящий на административном барьере, пользуется каким-то регламентом. «И если не включить такой регламент в «дорожную карту», то и спросить за неисполнение решения некого. Регламенты чиновника прописаны с 2007 года, но с изменениями полномочий органов власти они не проходят аудит. С мая 2015 года у нас полномочия по распределению земли под объекты капитального строительства переходят в муниципалитеты, но поправки в регламенты специалистов местных органов власти не внесены. Для формирования положительных оценок рейтинга потребуется больше усилий. Для инвестора вопрос стоит так – выдача или отказ в выдаче разрешения. Он сдает документы и ждет 30 дней. Через 30 дней чиновник обнаруживает ошибки. Просит исправить их и снова ждать 30 дней. Так может продолжаться год. Инвестора берут на измор. Срок менее 30 дней трактуется как возможность получения взятки за сокращение сроков выдачи документа. И так по любому вопросу, включая подключение к сетям. Как решать такие проблемы не знают даже прокуроры», – сказал Андрей Сухоруков

Отметим, что решения членов Совета занесены в протокол. «Они будут способствовать улучшению показателей Национального рейтинга Хабаровского края и ускорения внедрения стандартов в соответствии с лучшими практиками регионов, – заключил Виктор Калашников.

     Андрей СМИРНОВ для