Председатель Экономического совета при губернаторе Хабаровского края: Надо не меньше тратить, а больше зарабатывать!

16.03.15

Экономический совет при губернаторе Хабаровского края обсудил план устойчивого развития и обеспечения социальной стабильности в условиях ожидания кризиса. По мнению председателя Совета, академика Павла Минакира, итог дискуссии можно отразить рекомендацией: не меньше тратить, а больше зарабатывать, потому антикризисный план необходимо пересмотреть.

Как подчеркнул министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников, ситуацию в экономике региона можно охарактеризовать как стабильную с высокой степенью неопределенности. В частности, по его словам, стабильность сохраняется благодаря программному исполнению расходных бюджетных обязательств с усилением ответственности за выполнение показателей эффективности.

Министр обозначил ключевые риски текущей ситуации, среди которых доступность кредитных ресурсов, рост потребительских цен, сокращение доходов населения, а так же инвестиций в строительстве, что чревато появлением обманутых дольщиков. Существенно снижается эффективность в обрабатывающем секторе и сфере производства транспортных средств. Ощущается спад в металлургии и лесной промышленности. Налогооблагаемая база сократилась в январе 2015 года в два раза в энергетике. Антикризисные меры базируются на оптимизации бюджетных расходов и поддержании ресурсов экономического роста. В целом они мало чем отличаются от мер в 2009 году. Одним словом, просто поддержка системообразующих предприятий. Под мониторингом 105 таких предприятий, но внимания заслуживает Дальневосточная генерирующая компания, которая основательно закредитована и поставлена перед фактом роста стоимости природного газа, поставляемого в Хабаровский край американской компании “Эксон Нефтегаз Лимитед” с Сахалина. По долгосрочному договору стоимость голубого топлива зафиксирована в долларах. Существует проблема выпадающих доходов бюджета, но непонятно как с ней бороться. Прибыль от реализации проектов в территориях опережающего развития ожидается не скоро. Депутатам необходимо принять еще массу подзаконных актов. Просматривается интерес инвесторов к сельхозпроизводству, но в целом их привлекают сырьевые проекты, а чтобы переориентировать их на экспорт требуется модернизация, средства на которую отсутствуют. Уровень долговой нагрузки регионального бюджета растет. 70 процентов – это долг перед коммерческими банками. Необходима реструктуризация долга или субсидирование из федерального бюджета, но решение правительства РФ по этому вопросу затягивается по причине отсутствия в регионах четких проявлений кризиса.

«Согласно данным Минвостокразвития, поступает огромное число заявлений от предпринимателей о невозможности пополнения оборотных средств, что опасно массовой ликвидацией предприятий малого бизнеса. Между тем, 70 процентов расходов бюджета направляются в социальную сферу. Губернатор одобрил консервативный прогноз экономического развития с падением валового регионального продукта на два процента. Ссылка на фонды поддержки предпринимательства  неактуальна, так как объемы микрофинансирования малого бизнеса не более миллиона рублей. Выражение “негативные последствия не наблюдаются” внедряется в массовое сознание и базируется на законе, согласно которому кризис регистрируется при статистическом спаде в экономике на протяжении трех кварталов, хотя негативные ожидания проявляются сразу в трех секторах. В социальной сфере они связаны с секвестром бюджета, причем непонятно на чем они основаны, если физические объемы экспорта энергоресурсов в 2014 году не падали. В секторе деятельности транснациональных компаний негатив рассматривается на сложностях обслужить валютные долги. Банки имитируют свою смерть в надежде, что безобразия с кредитными ставками никто не заметит. Третий сектор – малый бизнес и домохозяйства, где негатив проявляется в падении спроса. Таким образом, меры по поддержке социальной стабильности и секторов экономики малопонятны, а классифицировать антикризисный план как план устойчивого развития невозможно. Мы занимаемся уговорами друг друга в том, что держим руку на пульсе, но на самом деле просто плывем по течению», – отметил Павел Минакир.

В свою очередь член Совета председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей Евгений Шулепов выразил надежду, что ситуацию удастся изменить. «Вчера руководители компаний не могли избавиться от неэффективных работников, а сегодня им стало делать это проще. Рост безработицы может отразиться на росте социальной напряженности, отсюда рациональные действия власти на поддержку силовых структур. В условиях кризиса, который ожидается затяжным, нам предстоит создать образец иного поведения потребителей. Прежде чем обсуждать антикризисный план, важно понять – почему возник кризис? Родился он усилиями законодателей, которые за 10 лет приняли 40 тысяч законов, а правительство сотни тысяч подзаконных актов. Что может сделать в таких условиях регион? Лишь пытаться их исполнять. Вместо того чтобы действовать, ему остается только содействовать. Например, бросить лозунг – каждой семье по квартире. Мощный экономический рывок можно получить в сфере строительства, если направлять средства накоплений граждан на покупку не бытовой техники, а облигаций внутреннего государственного займа под процент выше, чем в коммерческих банках. Обидно, что граждане до сих пор понятия не имеют, что такое фондовый рынок. Так мы могли бы противостоять кризису, участвуя в решении проблем своими сбережениями. Но такое решение почему-то не приходит в голову руководству страной», – подчеркнул Евгений Шулепов.

Павел Минакир назвал данное предложение логичным. «Законодатель принимает законы в соответствии с конкретной ситуацией в экономике. Возникла другая ситуация, но он утверждает, что не может внести поправки в закон, так как они противоречат ранее принятым нормам. Никто не хочет сделать шаг назад. Образуется законодательный тупик. Общая проблема – отсутствие нормальной учетной ставки Банка России. Но признать ошибку, сделанную декабрьской ночью 2014 года, чиновникам не позволяет менталитет. Известная аксиома – во время кризиса не повышать ставки кредитования, не увеличивать налоги на бизнес, не снижать траты бюджета. Все сделано наоборот. Может быть, здесь кроется тонкость, неизвестная науке? Кризис не наступил, но если делать такие ошибки, он завтра обязательно придет. Нужно учиться менять правила игры, причем быстро в соответствии с меняющейся ситуацией. Оптимизировать не расходы, а доходы бюджета путем увеличения финансирования отраслей. В кризис 2009 года руководство ФРС США приняло решение о стимулировании спроса в течение ночи. Руководство Банка России в 2014 году в течение ночи приняло решение о замораживании спроса. Политики озвучивают идеи без обсуждения с обществом, а депутаты принимают их оптом без оглядки на возникающие обстоятельства. Рекомендация членов Экономического совета губернаторам регионов Дальнего Востока – срочно ехать в Москву и объяснять руководству страной необходимость корректировки экономической политики. Не сделают они так – из кризиса нам выйти будет очень сложно», – заключил академик.

     Андрей СМИРНОВ для