ОНФ направит доклад президенту о состоянии дел с внедрением планирования и нормирования в системе госзакупок

13.03.2015

На конференции, посвященной итогам первого года работы системы госзакупок по контрактной системе, прошедшей в рамках выставки «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки», представители ОНФ выразили обеспокоенность затягиванием правительством принятия необходимых документов в этой сфере, нежеланием обсуждать принимаемые решения с представителями общественности. По итогам конференции принято решение направить доклад президенту РФ о состоянии дел с внедрением планирования и нормирования в системе госзакупок.

Участники конференции обсудили результаты работы контрактной системы, которая была введена с 1 января 2014 г. с принятием 44-ФЗ, и проблемы воплощения в жизнь ключевого нововведения контрактной системы – создания института нормирования и планирования затрат участников госзаказа на федеральном и региональном уровнях, а также осуществления общественного контроля в этой сфере.

Модератор конференции – заместитель председателя Центральной ревизионной комиссии ОНФ, заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Виктор Климов подчеркнул, что правительство явно не торопится с введением института нормирования.


Согласно нормам Федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», институт нормирования в сфере госзакупок должен был начать работать с 1 января 2014 г. Этот срок правительство переносило уже трижды – сначала на 1 июля 2014 г., затем на 1 января 2015 г. и на 1 января 2016 г. В октябре 2014 г. были приняты два правительственных постановления – о нормировании услуг сотовой связи, закупок автомобилей и определении общих правил по определению нормативов затрат на закупку товаров и услуг. Но так и не решена проблема с введением нормирования. На данный момент еще четыре варианта правительственных постановлений, которые определяют различные требования к разработке и принятию ведомствами правовых актов в сфере нормирования, проходят различные этапы общественного обсуждения.

При этом введение ключевых институтов госзаказа отодвигается все дальше и дальше, несмотря на то, что это не только ключевые нововведения контрактной системы, но и важнейшие инструменты экономики: ежегодно в системе госзаказа тратится более 10 трлн руб., которые при эффективном расходовании можно использовать в том числе в ситуации выхода из кризиса.

«При принятии закона «О контрактной системе» на смену 94-ФЗ предусматривалось, что новый закон концептуально изменит ситуацию в сфере государственного и муниципального заказа посредством введения новых механизмов: планирования, нормирования закупок, создания специализированной информационной системы, в том числе в целях расширения общественного контроля. Закон действует уже больше года. В то же время он не вышел за рамки 94-го закона, изменения несущественны. Все упомянутые инструменты до сих пор не внедрены. И реально этот институт сможет заработать не ранее 2017 г. Создание АИС также не проходит системно, функции заказчика от Минэкономики переданы Федеральному казначейству «на полпути». Все это не способствует повышению эффективности расходования средств, выделенных на государственные и муниципальные закупки», – отметил Виктор Климов.

Он напомнил, что в абсолютных величинах нормируются лишь закупки автомобилей и мобильной связи, остальное нужно рассчитывать по формулам, понятным далеко не всем. При этом нормирование по приобретению автомобилей не затрагивает федеральных министров, председателя правительства, его заместителей и губернаторов.

Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта подчеркнул, что нормирование необходимо прежде всего для того, чтобы исключить закупки роскоши. «Общественность уже давно не гонялась бы за дорогими автомобилями, если бы нормирование заработало», – сказал он. Однако, по его словам, гораздо больше беспокоит то, что выработка столь важных документов проходит кулуарно. Министерства перекладывают ответственность за разработку документов о нормировании. А представители профильного ведомства –Минэкономразвития – вообще не проявили интереса к обсуждению данной проблемы, несмотря на приглашение.