Профессор Пан Давэй: Главной проблемой притока в экономику России частных инвестиций является отсутствие доверия между государством и бизнесом

12.03.15

В то время как общество обсуждает федеральный закон «О территориях опережающего развития», директор Центра исследований России и Центральной Азии Шанхайской академии общественных наук профессор Пан Давэй задался вопросом – почему такой закон не заинтересовал инвесторов?

«Опережающее развитие не может быть достигнуто только за счет бюджетных вливаний или кредитов банков. Опыт многих стран показывает, что в рыночных условиях соотношение государственных и частных вложений должно находиться на уровне один к десяти. Конкурентоспособность базируется на частном капитале, в котором нуждается экономика любой страны. В Китае с интересом наблюдают за усилиями России в улучшении инвестиционного климата», – заявил профессор Пан Давэй в ходе научного семинара по международному сотрудничеству в институте экономических исследований ДВО РАН в Хабаровске.

По его словам, создание территорий опережающего развития – верное направление движения, но в отсутствии там частных инвестиций производство инновационных продуктов осложнено даже при наличии льгот и преференций. «До 90% инвестиций китайских компаний направляются в сырьевой сектор экономики Востока России потому, что риски там покрываются высокой прибылью, которая в инновационном пространстве бывает редко. В основу политики Китая заложена коммунистическая идеология и недавно перед китайским правительством стояла такая же задача – привлечь частные инвестиции в экономику, которую инвесторы не считали даже рыночной. Основа притока частных инвестиций – доверие между бизнесом и государством. Но как добиться понимания частных инвесторов?», – отметил Пан Давэй.



Профессор сообщил, что правительство КНР обратилось к китайским эмигрантам в Гонконге, Тайване и Сингапуре. «Они за многие годы смогли там не только сохранить свои капиталы, но и приобрести опыт создания рыночной экономики. Для решения задач опережающего развития Китай обратился к их лидерам подписать договор доверия, по которому правительство страны обязалось взять на себя риски и гарантировать возврат инвестиций. Подписание такого договора стало основой формирования рыночных отношений и притока капиталов в экономику Китая. Позже последовали вливания со стороны инвесторов из США и Европы. Нормативные акты Китая стали интегрироваться в законодательную базу развитых стран мира, а договоры доверия закрепили успех в реализации крупных приоритетных инвестиционных проектов», – рассказал он.

С мнением профессора Пан Давэя в ходе семинара согласился советник министра по развитию Дальнего Востока кандидат экономических наук Владимир Кучук. «Процесс внедрения доверительных отношений очень важен. Он наблюдается на примере создания совместных российско-китайских предприятий. Только в таком случае договор с иностранным инвестором подписывает не правительство РФ, а Совет директоров. Каждый берет на себя долю ответственности за принимаемые решения. Иностранный инвестор заинтересован в развитии совместного предприятия, гарантирует финансирование проектов, предоставляет доступ к технологиям и обеспечивает сбыт продукции. Таким образом, создание на территориях опережающего развития и в особых экономических зонах совместных компаний – перспективный вариант повышения конкурентоспособности региона, развития международного сотрудничества и притока частных инвестиций», – заключил Владимир Кучук.

Андрей СМИРНОВ для