Интервью c Генеральным директором международной корпорации АСЕПТИКА Ольгой Пелехатой на тему “Малый и средний бизнес в условиях кризиса и санкций”

12/03/15

Ольга Пелехатая основатель и Генеральный директор Международной Корпорации АСЕПТИКА (ООО „М.К. Асептика“) — одна из самых заметных женщин-руководителей столичного бизнеса, победитель московского конкурса „Женщина — директор года 2014“, человек, который не боится трудностей, а воспринимает их, как вызов, достигая своих целей не благодаря, а вопреки. Ольга Пелехатая  является Председателем Гильдии предприятий товаров и услуг МТПП, членом правления Московской торгово-промышленной палаты, различных профессиональных и бизнес-ассоциаций, таких как: ММБА (Московская международная бизнес-ассоциация), НП «МОМТ» (Некоммерческое партнерство «Международное объединение разработчиков, производителей и пользователей медицинской техники»), Ассоциация «СИЗ» («Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты»).


О том, с чем сталкиваются владельцы малого и среднего бизнеса в условиях кризиса и санкций, и с каким настроением они смотрят в будущее, мы спросили у Ольги Пелехатой.

– Ольга Анатольевна, какие ассоциации вызывают у Вас слова «кризис», «стагнация», «спад»?

– Начнем с того, что наша компания, Международная Корпорация АСЕПТИКА,  была образована в конце 1999 года, а 1998 год стал кризисным для нашей страны. Соответственно, такие слова как “кризис”, “стагнация” и “спад” являются для нас привычными.  Более того, мы пережили кризис 2009-го года и, как показал опыт, благодаря политике компании, которая проводилась в то время, мы пережили его успешно – за время кризиса мы значительно увеличили объемы производства. Считаем, что выполнить задачу развития в кризисных ситуациях нам удалось очень хорошо.

Что же такое кризис? Если говорить о кризисе в отдельно взятой компании, то это сложная ситуация, как правило, зависящая от внутренних факторов, такую ситуацию нужно рассматривать и решать индивидуально.  Если же говорить о кризисе в рамках целого государства, то тут все мы находимся в одинаковых условиях, повлиять на которые не в наших силах – вот такой кризис необходимо рассматривать, как возможность развития. Почему я так считаю? Потому что до наступления кризиса любая структура (государственная или негосударственная) работала в рамках отработанной, устоявшейся модели, с привычно организованными информационными потоками и устойчиво функционирующими связями. Если взять для примера производственную компанию, то процесс ее развития, все производственные процессы, а также процессы, касающиеся сбыта и освоения рынка  в компании были налажены. Как только наступает кризис, и меняются внешние условия, привычная модель, в рамках которой функционировала компания, рушится. И все выстроенные и налаженные связи, тоже прекращают свое существование.  В таких условиях невозможно мгновенно выстроить новую модель и начать работать по ней в новых условиях.

Что же делать в такой ситуации? В Международной Корпорации АСЕПТИКА мы принимаем следующие решения: мы специально рушим некоторые связи, даже не смотря на то, что какие-то из них прописаны в системе менеджмента качества, и переводим компанию в ручное управление. Это касается всех структур: высшего руководства компании,  руководителей отделов, производственного подразделения. При этом каждый должен прекрасно понимать что происходит, видеть направление, в котором необходимо двигаться и видеть четкую цель. Однако, внешние условия в кризис все равно представляют собой хаос: экономическая неразбериха, сложно прогнозировать, что будет дальше. И если мы обратимся к физике, к теории хаоса, то мы увидим, что хаос – это модель, и в рамках этой модели можно работать.  Именно поэтому мы вводим ручное управление, чтобы просчитывать каждое свое действие, каждый шаг в постоянно меняющейся ситуации.

– Какие условия необходимы для развития в условиях кризиса?

– Во главе угла, несомненно, это люди.

Это должны быть, во-первых, профессионалы, грамотно оценивающие ситуацию, способные анализировать, просчитывать дальнейшие ходы, принимать быстрые и верные решения. Но есть еще одно человеческое качество незаменимое в кризисных условиях – это верность, люди, которым можно доверять и на которых можно положиться. Очень сложно найти людей, которые сочетали бы в себе оба этих качества, но пусть рядом будут и те и другие. Имея такой человеческий ресурс можно спокойно двигаться дальше. Очень тяжело и практически невозможно работать с людьми, которые продолжают думать, жить и работать в рамках старой, докризисной модели, они становятся тормозом для развития компании. С такими людьми, как бы это грустно не звучало, лучше расстаться.

Необходимо подчеркнуть, что текущий кризис измеряется, как в штуках, так и  в рублях – снижаются и объемы производства, и покупательская способность, вследствие увеличения затрат на сырье, повышается себестоимость продукции, а значит снижается маржинальная составляющая и, в итоге, ухудшается финансовое состояние компании. Что делать? Иногда самым простым решением видится сокращение персонала, возможно, снижение производственных мощностей, продажа части оборудования. Но, на мой взгляд, это крайне неверный подход, особенно учитывая, что кризис это возможность для развития. Наоборот, необходимо повышать квалификацию персонала. В кризис появляется прекрасная возможность найма  высокопрофессиональных специалистов для освоения новых рынков.

Необходимо начать активно искать и осваивать новые рынки: новые рынки для сбыта имеющейся продукции, а также рынки для сбыта новых продуктов и услуг, которые мы можем производить благодаря имеющемуся оборудованию. Для того, чтобы выжить необходимо действовать, ведь в кризис промедление смерти подобно.

– В условиях кризиса и санкций Вы надеетесь только на свои силы или ожидаете поддержки от государства?

 В кризис 2009-го года мы справились собственными силами. Мы пережили его достойно благодаря тому, что работали на нескольких секторах рынка – если один сектор просел, то другой, наоборот, увеличился.

Но в этот раз мы хотим надеяться на поддержку государства, причем на вполне конкретную поддержку. У нас есть желание закупить оборудование для производства высокотехнологичной импортозамещающей продукции, чтобы сделать большой и резкий рывок вперед. Мы хотим не просто производить продукцию в соответствии с перечнем импортозамещения, мы хотим пополнять этот перечень все новыми и новыми высококачественными, высокотехнологичными отечественными продуктами. Мы готовы приобретать это оборудование в лизинг или в кредит. И вот тут нам необходима поддержка от государства – в виде компенсации процентов по лизинговым платежам, или компенсации процентов по кредиту. Это была бы реальная поддержка. Единственное чего не хотелось бы, это чтобы увеличивалась налогооблагаемая база или вводились дополнительные сборы, т.к. это достаточно серьезный удар по малому и среднему бизнесу. Очень хотелось бы получить поддержку от государства при продвижении своей продукции, и ее реализации через торговые сети или через участие в государственных закупках (в рамках 44 ФЗ). Мы хотим понимать и видеть, что не на словах, а на деле предпочтение отдается российскому производителю и российскому продукту.

– Ольга Анатольевна, санкции, которые так активно продвигает запад в отношении России, сказываются на работе Вашего предприятия? Санкции для Вас – это препятствия или возможности?

– Антироссийские санкции никоим образом не являются препятствием для российского производителя, а наоборот являются прекрасной возможностью, за которую раньше приходилось очень жестко бороться. Основной упор сейчас мы делаем на переговоры. Во время переговоров мы доносим до наших клиентов преимущества работы с нами, как с российским производителем,  мы знакомим их с  нашей системой менеджмента качества, с нашим ценообразованием и на деле доказываем, что российский продукт ничем не уступает, а где-то даже лучше импортных аналогов. Благодаря санкциям в российском экономическом лексиконе возродился термин «импортозамещение», очень хороший термин, который помогает нам и при ведении переговоров и при реализации нашей продукции. Так, благодаря Постановлению Правительства РФ от 5 февраля 2015г. №102, подписанному Д. А. Медведевым, один из наших продуктов, салфетка спиртовая,  вошел в число медицинских изделий отечественного производства по импортозамещению, и рекомендован для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Уже почти год мы работаем в условиях санкций, но на реализацию наших планов это никак не повлияло. Единственное, что  создает определенные трудности – это колебания курса валют. Ведь, несмотря на то, что мы российские производители,  часть сырья приходится приобретать за рубежом.  Для меня это означает только одно – бизнес в России должен и может стремиться к повышению уровня адвалорной доли отечественных продуктов.  Среди продуктов нашей компании есть такие, которые производятся полностью из российских составляющих.  Но, что касается  наших поставщиков, то часть сырья для своих производств они приобретают за рубежом.

– Какой Вы видите ситуацию для малого и среднего бизнеса в ближайшие 3-5 лет?

У меня всегда оптимистичный взгляд, поэтому ситуацию для малого и среднего бизнеса на ближайшие годы я вижу очень светлой. Основываясь на собственном опыте, я понимаю, что все зависит в первую очередь от нас самих, от того, как мы будем работать, от того, какие стратегии мы будем использовать, какую продукцию мы будем производить. Условно говоря, урожай зависит от того, как мы будем пахать и сеять.  Сегодня, несмотря на кризис и санкции, а возможно и благодаря им, перед нами открыта масса возможностей. Я принимаю активное участие в работе различных общественных, профессиональных и бизнес организаций, являюсь председателем гильдии предприятий торговли и услуг МТПП, активно участвую в деятельности ТПП РФ и я вижу массу российских предприятий малого и среднего бизнеса, которые производят замечательную конкурентоспособную продукцию  международного уровня.  Но для того, чтобы эти предприятия заняли достойное место в экономике нашей страны – необходима поддержка государства, помощь в продвижении. Хочется, чтобы ко всем пришло понимание, что процветает только та страна, в которой налажено собственное производство. Как только страна превращается в сырьевой придаток или в посредника на уровне “купи-продай”, она становится очень зависимой и уязвимой. Только страна, в которой промышленность находится на высоком уровне, может чувствовать себя на международном рынке свободно, и смело отстаивать свои интересы.

– Какие практические советы выживания в нынешней экономической ситуации Вы можете дать собственникам малого и среднего бизнеса?

– Работать. Искать новые возможности, потому что кризис, как правило, у нас в головах. Всегда надо помнить о том, что даже если какой-то из видов бизнеса сейчас проседает, можно найти тот бизнес, который будет развиваться, не смотря на кризисные условия. И, конечно же, мне очень хочется пожелать тем предприятиям, которые занимаются производством, чтобы они не отчаивались, чтобы они искали возможности финансирования извне, чтобы они в обязательном порядке внедряли у себя на производстве систему менеджмента качества и производили продукцию, которая будет востребована не только на отечественных рынках, но и за рубежом.  Т.е. нам надо становится экспортоориентированными компаниями. И, как нам сегодня бросают вызовы в виде санкций, так и мы можем бросить вызов, выпуская качественную продукцию для международного рынка.

http://www.aseptica.ru/