10/03/15

Голикова Татьяна Алексеевна, председатель Счетной палаты РФ, дала интервью журналу «Деньги».

Прежде всего, речь зашла об экономической ситуации в России. Голикова рассказала, что 90-е годы происходящее не напоминает. Безусловно, есть какие-то повторяющиеся факторы, заметила глава Счетной палаты. Но санкции к России, взаимные санкции, цены на нефть – влияние этих обстоятельств принципиально отличается от того, что было в 2008 году. Да и меры, которые предпринимаются сейчас, другие, чем в 1998-м и 2008-м.

В сложные дни валютного кризиса в декабре 2014-го года не было ощущения, что все рушится, что потеряно управление. Было понимание, что определенные шаги предпринимаются, но они не могут привести к мгновенному результату. В 90-х годах были более сложные периоды, когда не было вообще бюджета, никакого. А что касается бюджета на 2015 год, заявила Голикова, он принят, даже нереалистичный. И законодательство позволяет управлять его исполнением, ожидая будущих поправок. Его можно несколько ограничить при доведении лимитов и исполнять. Отсутствие бюджета – это худшая ситуация, чем его наличие в таком виде.

Сейчас процесс исполнения бюджета идет пошагово, рассказала Татьяна Голикова. Сначала всем одинаково уменьшили ассигнования, то есть не довели на 10% лимиты бюджетных обязательств. Эта мера не затронула только публичные обязательства, связанные с выплатами населению, финансовое обеспечение гособоронзаказа. И дальше с учетом этого ограничения начали маневрировать двумя составляющими: первая — оставшиеся 90%, а вторая — это антикризисный фонд. Стали иначе выстраивать приоритеты внутри государственных программ; начали распределять антикризисный фонд по направлениям, которые вошли в антикризисный план.

Также ориентирами деятельности до 2018 года остаются указы президента, подчеркнула Голикова. Это среднесрочная программа, которая в России подлежит реализации. А антикризисный план, заметила глава ведомства, – это краткосрочный план, но он пересекается и с мероприятиями указов. Хотя в этом году средства бюджета должны быть переструктурированы исходя из имеющихся вызовов.

Председателя Счетной палаты спросили, в чем она видит ресурсы для экономии. Голикова ответила – формирование бюджета происходит уже десять лет подряд исходя из достигнутого. Она подчеркнула, что с начала девяностых прошло много времени, в течение которого российская экономика сталкивалась с серьезными проблемами исполнения бюджета. И, научила глобально пересматривать структуры расходов.

Еще в 2012-2013 годах было понятно, что настало время вновь поработать над структурой расходов. Голикова заметила, что с бюджетом постоянно складывается такая ситуация, когда появившиеся расходы в бюджете, казавшиеся разовыми, остаются там на последующие годы. Так получилось с РЖД, которой ежегодно выделяется 25 млрд рублей на субсидирование убыточных пригородных перевозок. Или со взносами в уставные капиталы компаний.

Пока какого-либо кардинального изменения приоритетов в расходах бюджета не происходит: десятипроцентное сокращение коснулось всех одинаково. Голикова подчеркнула, что в этом вопросе не согласна с Минфином и спор будет продолжаться. По мнению главы Счетной палаты, нельзя урезать расходы всем поровну: кому-то можно на 10% сократить, кому-то — больше, а кому-то, наоборот, не надо совсем. Сейчас же происходит так: всем не довели лимиты на 10% (для их последующего сокращения), затем кому-то добавили из антикризисного фонда и за счет перераспределения средств — и в результате у отдельных министерств и ведомств объемы расходов стали больше. Насколько эффективно используются эти средства, станет понятно очень скоро.

По указанию президента и постановлению Госдумы ведомство Татьяны Голиковой должно осуществлять мониторинг и контроль за исполнением мероприятий антикризисного плана правительства. Такая работа Счетной палатой будет осуществляться впервые. В 2008–2009 годах Счетная палата проверкой антикризисного плана не занималась. Но в 2014 году с просьбой проверить антикризисный план, поступила от депутатов Госдумы, в основном, от партии КПРФ. Это уже устаревшая постановка задачи, но по закону Счетная палата не может не осуществлять такое контрольное мероприятие, поскольку обратилась одна пятая депутатов. Татьяна Голикова считает – проверка может дать любопытные результаты, потому что часть мероприятий того периода схожа с тем, что правительство планирует делать сейчас. Речь идет о разных видах мер, одна из которых – судьба денег, направленных в системообразующие банки.

Журналист спросил Голикову, не настало ли время перестройки модели российской экономики. Татьяна Алексеевна ответила, что в 2008-м году была избрана модель накопления в тучные годы дополнительных ресурсов от нефтегазового сектора. И она при известных минусах помогла при кризисе. Правительство и другие структуры тогда долго работали, бились за этот механизм. Исходили из цикличности экономики. Из возможных периодов падения цены на нефть. Это, в том числе, позволило правительству начать делать очень серьезные шаги по модернизации экономики, созданию производств с высокой добавленной стоимостью. Хотя проблемы не прекращаются.

Подорожание углеводородов – болезнь российской экономики, подтвердила Голикова. Когда цена на нефть начинает расти, очень быстро забывается о том, что нужно на системной основе заниматься именно перестройкой экономики. И вот наступил 2014 год, когда получился тот же результат: промышленность страны не готова. В России была модель, в большей степени ориентированная на потребительский спрос. Сейчас понятно, что у экономики больше нет возможностей стимулировать его за счет бюджета, а новые факторы роста на смену пока еще не пришли. Есть ряд программ, которые были запущены в тот кризисный период, — они сейчас дают определенные результаты.

Власти страны не предполагали, что страна будет каким-то образом изолирована от внешнего фактора. Получается задача двойной сложности, заметила Татьяна Голикова. С одной стороны, необходимо больше ориентироваться на импортозамещение, а с другой — решать задачу модернизации экономики. Традиционно в сложные, кризисные годы присутствие государства в экономике становится более существенным. Главное — не переусердствовать, не заместить государственным участием конкурентную среду. Есть надежда, что после минских соглашений фон будет улучшаться. И все действия высшего политического руководства страны нацелены только на это.

Голиковой был задан вопрос об отношении к предложению Германа Грефа создать центр управления реформами. Татьяна Алексеевна ответила, что согласна с ним. Антикризисный план есть не что иное, как межведомственный документ, и нужно контролировать его выполнение. Минэкономики готовит доклад по всем мероприятиям антикризисного плана в ежемесячном режиме, в правительстве есть соответствующая рабочая группа. Но, наверное, все-таки это должен быть не просто мониторинг, а оперативное управление и реагирование на ситуацию. Голикова заметила, что создание центра управления реформами не приведет к увеличению численности чиновников и дублированию их функций.

Далее речь зашла о деятельности Счетной палаты и ее функциях. С приходом Голиковой Счетная палата стала публично выполнять и профилактическую функцию — вынесение экспертных заключений там, где нарушение еще не состоялось. Глава ведомства считает эту задачу одной из приоритетных, потому что предупредить нарушение всегда эффективнее. В этом направлении, сказала Голикова, Счетная палата тесно взаимодействует с Минфином, особенно на этапе до внесения бюджета, когда есть необходимость: в рамках рабочих встреч, совещаний у премьер-министра, президента. Они слышат, где у них есть проблемы.

Экспертиза законодательных и нормативных актов правительства, ведущих к дополнительным расходам или изменению доходной базы, — новый функционал, который появился у Счетной палаты с принятием нового закона. И если сначала на ведомство реагировали не очень активно, то сейчас в связи с заключениями Счетной палаты стали править проекты готовящихся нормативных документов и направлять на повторное согласование.

Что касается последующего контроля, отметила Татьяна Голикова, то есть взаимодействия с правоохранительными органами, здесь тоже ситуация несколько изменилась. Ведомство усилило собственное правовое подразделение специалистами, которые занимаются взаимодействием с силовыми структурами. Были подписаны со Следственным комитетом, Генпрокуратурой, другими правоохранительными структурами новые соглашения о взаимодействии, созданы рабочие группы со Следственным комитетом и Генпрокуратурой. Это позволяет еще до рассмотрения материалов проверки на коллегии установить, есть ли в них перспективы для последующего возбуждения уголовного дела. У правоохранительных органов теперь есть обязанность информировать Счетную палату, что происходит с материалами, которые мы им направляем: возбуждено ли уголовное дело, или ограничились административным штрафом либо вынесением представления губернатору или руководителю федерального органа.

Материалов для проверки за последнее время было очень много, заметила председатель Счетной палаты. Нашумевшее в последнее время — строительство наземной инфраструктуры космодрома Восточный, там несколько уголовных дел возбуждено. Была проверка по рыбохозяйственному комплексу на Дальнем Востоке, возбуждено два уголовных дела. Строительство дорог в Московской области — возбуждено дело. Есть уже уголовные дела, которые доведены до судов, вынесены соответствующие решения. По уголовно-исполнительной системе — там четыре уголовных дела и два приговора в виде лишения свободы. У них была большая проблема с тем, по каким ценам осуществлялись госзакупки.

Голикова подчеркнула, что все властные структуры ориентированы на борьбу с коррупцией. Но всегда находятся факты, которые оппозиция может легко эксплуатировать и говорить, что что-то не сделано. С точки зрения Татьяны Алексеевны, коррупция – это извечная тема в споре между властью и оппозицией. При этом Счетная палата не находится в авангарде борьбы за прозрачность системы. Голикова подчеркнула, что ведомство – федеральная структура, которая проверяет в основном использование федеральных ресурсов. В регионах есть свои контрольно-счетные органы, которые ориентированы больше на последующий контроль.

На замечание, что Счетной палате не часто удается вернуть деньги в бюджет (есть цифры, что в 2014 году на содержание Счетной палаты было израсходовано 2,3 млрд рублей, а вернули 128,6 млн.), Татьяна Голикова возразила, что так считать нельзя. Эффективность работы ведомства, сказала она, измеряется не количеством денег, возвращенных в бюджет. Важна предупредительная функция – не потерять деньги. И 128 млн рублей — это просто промежуточный результат на конкретную дату, цифра по нескольким возбужденным уголовным делам, подчеркнула председатель Счетной палаты. А бывает, что деньги в бюджет возвращают еще до окончания проверки, примеры — Цирк на Вернадского, Оргкомитет «Сочи 2014».

Что касается отчета по РЖД, то все уже сказано в рамках проверок. Реформа в заявленные сроки не состоялась. Сейчас искать причины — достаточно бессмысленное занятие, считает Голикова, нужно просто сделать то, что не было сделано раньше. Ведь реформа не только не была доведена до конца, – не была создана замкнутая система контроля, к примеру, за функционированием тех же пригородных компаний. Достоверного учета и контроля того, что реально происходит с формированием тарифов на пригородных железнодорожных перевозках, по-прежнему нет. У Счетной палаты был спор с Федеральной тарифной службой. Существует двухуровневая система формирования тарифа, часть компетенций отдана на уровень субъектов, поскольку это их полномочия. Системы контроля — Минтранс, Росжелдор, РЖД, Пригородная компания — нет. Отсутствие регламентации и привело, в том числе, к тому, что сейчас происходит.

Председатель Счетной палаты рассказала и о проверке приватизации государственного имущества за 2010–2014 годы. Было установлено, что поступления в бюджет от продажи пакетов акций (а это основной источник поступлений в бюджет от приватизации) за этот период составили чуть более 256 млрд рублей, или только 21% от первоначально запланированного объема. Причем в основном этот показатель обеспечен за счет продажи пакетов акций крупнейших российских компаний на основании решений президента и правительства, а не за счет реализации программы приватизации. Так, в 2010–2014 годах было совершено 11 сделок по продаже крупнейших активов. Без их учета было приватизировано 1180 пакетов акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также 274 ФГУПа и 533 объекта иного имущества.

Что касается снижения объемов поступлений от приватизации и ежегодной корректировки планируемых поступлений, здесь проверяющие отметили низкое качество планирования со стороны Росимущества. В ходе анализа были также выявлены низкие темпы акционирования предприятий: период с момента принятия решения о приватизации ФГУПа до регистрации ОАО может достигать пяти лет.

В части продажи пакетов акций проверка показала, что основная работа по анализу активов, подлежащих реализации, происходит параллельно либо после проведения оценки пакетов акций. Отмечены случаи превышения стоимости услуг по оценке актива над ценой его продажи. Выявленные факты свидетельствуют о необходимости оптимизации механизмов управления акциями госкомпаний.

В ходе дальнейшей беседы Татьяна Голикова поддержала идею возвращения чиновников в советы директоров госкомпаний. Счетная палата, рассказала глава ведомства, в течение 2014 года рассматривала на коллегии деятельность ряда государственных компаний, где нет представителей государства. Нельзя оставлять без контроля использование денег, которые направляются из бюджета. Есть возможность входить в совет директоров, значит, есть возможность предупредить нарушения.