03.03.2015

События, происходящие в течение уже длительного времени на Украине, дали мировому сообществу много различных информационных поводов, которые сегоднявнимательно анализируютсяроссийскими и зарубежными политологами, дипломатами, обществоведами, а также экспертами в области национальной безопасности.


Помимо широкого военно-политического анализа, такжеисследуются и социальные проблемы, с которыми сталкивается современное украинское общество. В частности, лидер Союза добровольцев России Яна Лантратова уже в течение года осуществляет подробный мониторинг гуманитарной катастрофы, происходящей на Донбассе[1].

Вместе с тем на фоне непрекращающихся боевых действий и публичных люстраций, автоматически ушла из поля зрения общества на второй план еще одна странная война.Я говорю сейчас о «войне» с памятниками, развернувшейся на Украине[2].

Как члену Экспертного совета общественно-просветительского проекта «Азбука Памяти» мне часто приходится в школьных и студенческих аудиториях отвечать на вопросы, связанные с разрушением памятников на Украине. Иногда по электронной почте я получаю письма на эту тему и от представителей старшего поколения. Однако я не всегда могу дать адекватный ответ, так как не до конца понимаю, что означает данное явление.

В этой связи становится не ясным, почему в настоящее время в отечественном информационном поле отсутствует комплексная дискуссия среди ученых, представителей интеллигенции, культурологов, социологов по данному вопросу. Изучая данную тему, я не смогла найти в СМИ развернутых публикаций или интервью, связанных с «войной» против памятников, развернувшейся на Украине. В результате, на вопросы молодежи приходится отвечать представителям общественных организаций, которые не всегда располагают необходимой информацией. 


Итак, попробуем подвести некий промежуточный итог. В 2014 году на территории Украины было демонтировано более 500 памятников В.И. Ленину[3]. Что это: целенаправленная война или социокультурная революция? Пожалуй, и то и другое. Если в течение небольшого временного периода общество выражает такое отношение к определенным памятникам, то это говорит о радикальной смене идеологических ценностей.

Связана ли эта тенденция с политическим кризисом, происходящим в соседней стране? Безусловно. Если бы год назад в Киеве имел место стандартный «дворцовый» переворот (что для мировой истории не такое редкое событие), о памятниках врядли бы кто вспомнил. Сменились бы правители, жизнь бы потекла своим чередом, а памятники В.И. Ленина молчаливо взирали бы со своих постаментов за гражданами, спешащими по утрам на работу. Поэтому отношение к памятникам явилось своеобразным детерминатором происходящего – это был не политический переворот, в Украине имело место более масштабное и революционное явление.


Сегодня уже мало кто помнит, что одним из первых был разрушен памятник В.И. Ленину в Киеве[4]. Это случилось 8 декабря 2014 года. По словам очевидцев, «протестующие обвязали голову памятника металлическим тросом, а второй его конец обвили вокруг дерева и стащили памятник с постамента. При падении на асфальт у скульптуры отвалились рука и голова. После этого демонстранты принялись разрушать памятник кувалдами»[5]. Читаю эти воспоминания и не могу отделаться от мысли – зачем? Такжеотметим, что памятник сносили около 250 людей в масках, а в акции принимали участие депутаты Верховной Рады, избранные от партии «Свобода»[6]. В свою очередь, снос памятника, проходивший под лозунгом: «Сегодня снесли Ленина, а завтра снесем Януковича», стал одним из ключевых этапов киевского майдана, придавшего протестующим новый импульс.

После смены власти в Украине имела место уже социокультурная (или бескультурная, это кому как больше нравится) тенденция. Памятники В.И. Ленину массово сносили в Хмельницкой, Винницкой, Днепропетровской, Запорожской, Николаевской, Одесской областях[7].  В сентябре 2014 года мировая общественность, затаив дыхание у своих телевизоров, наблюдала как «ярко» в течение нескольких часов люди сносили памятник В.И. Ленину в Харькове[8]. Справедливости ради надо добавить, что через два месяца в этом же городе был взорван единственный в области памятник воинам Украинской повстанческой армии[9]. В Бродах сносили памятник М.И. Кутузову, в Кривом Роге – памятники героям коммунистического движения Дзержинскому и Либнехту[10].

Таким образом, с одной стороны, явление имело массовый характер и обладало  внешними признаками именно социокультурной революции. С другой стороны, интересен следующий момент – наиболее «красочно» и, только на первый взгляд массово, снос памятников осуществлялся в областях, в которых не так давно имели место пророссийские общественные настроения (Харьков, Одесса[11]). В тоже время, в областях, где такие настроения отсутствовали, памятники сносили по-тихому, либо вообще не трогали. Соответственно в этом случае можно уже говорить о некоторых признаках политической диктатуры или нетерпимости к инакомыслию.

В этой связи приобретает особую актуальность важный вопрос –  обладал ли процесс сноса памятников всеобщей общественной поддержкой или являлся силовой инициативой отдельной политической группы? Неслучайно в украинских СМИ через год после Майдана стали появляться публикации о том, что некоторые люди сожалеют о случившемся сносе памятников[12]. Чтобы детально разобраться в сути этого явления необходимо провести широкое общественное диагностическое исследование, которое, по всей вероятности, на современном этапе на Украине никто проводить не собирается… 

Как историк по образованию отмечу, что такие прецеденты в мировой практике случаются достаточно часто. Напомню, что в начале 60-х годов в СССР демонтировали памятники И.В. Сталину[13], а в 1991 году в Москве на Лубянской площади демонстранты снесли памятник Ф.Э. Дзержинскому[14]. В начале 90-х годов в нашей стране разворачивалась серьезная дискуссия о необходимости всеобщего демонтажа памятников В.И. Ленина. Однако прошло двадцать лет, и «интерес» к этим монументам  прошел. Памятники вождю октябрьской революции продолжают находиться на площадях и в скверах российских городов и поселков. 

В истории всегда были те, кто устанавливал памятники, кто их реставрировал, также были и те, кто их сносил. Так было, и так будет. Вместе с тем, события, происходящие на Украине, являются наглядным примером того, что общественные настроения можно рассматривать через призму отношения людей к памятникам в конкретный период времени. И если граждане вдруг начинают воевать с памятниками, значит, эта страна переживает достаточно сложный период в своей истории.

Можно ли одержать победу в войне с памятниками? Думаю, что – нет. Памятнику все равно, кто с ним воюет…

Координатор по Сибирскому федеральному округу
Всероссийской общественной организации
«Союз добровольцев России»,
член Экспертного совета
общественно-просветительского проекта «Азбука Памяти»
Сюзанна Егиян, город Омск

для