12.02.2015

Эксперты рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» проанализировали запланированные на 2015 год бюджетные траты на СМИ в субъектах РФ. Общая сумма запланированных расходов на эти цели в наступившем году составляет 36,2 млрд руб. (для сравнения – это 8,4% от объема дефицита федерального бюджета на 2015 год). Согласно прошлогоднему анализу экспертов ОНФ, запланированные расходы на СМИ на 2014 год составили 33 млрд. руб. Таким образом, в 2015 году рост трат регионов на информационные услуги увеличится более чем на 3 млрд руб. Это происходит несмотря на поручение главы государства оптимизировать расходы на информационное освещение деятельности органов власти на местах, многие регионы не только не снизили затраты, но и в ряде случаях нарастили их.

Тройка “призеров”

Лидер рейтинга прежний – это Москва, причем запланированные траты на СМИ столица увеличила на 2,4 млрд. руб. – до 13 млрд 590,4 млн руб. Второе место занимает Московская область: ее расходы также увеличились до 3 млрд 34,2 млн руб. На третьем месте оказался Ямало-Ненецкий автономный округ с запланированными расходами на СМИ в 1 млрд 798,6 млн руб., здесь рост составляет более 600 млн руб. по сравнению с тратами 2014 года. А вот прошлогодний обладатель «бронзы» – Санкт-Петербург, занял в этот раз лишь четвертое место. Бюджетные расходы по данной статье стали немного меньше – 1 млрд 241,3 млн руб., тогда как в 2014 году они составляли 1 млрд 307,6 млн рублей. Запланированные траты Республики Татарстан (5 место) выросли на 16 млн – с 1 млрд 152,5 млн руб.

Санкт-Петербург и Республика Татарстан замыкают пятерку рейтинга

Помимо этого, в десятку регионов, запланировавших самые большие суммы на СМИ, вошли Республика Саха (Якутия) – 1 млрд 1,09 млн руб., Чеченская Республика – 947,2 млн рублей, Республика Башкортостан – 830,5 млн руб., ХМАО – Югра – 823 млн 229,7 тыс. руб. и Краснодарский край – 643 млн 723,6 тыс. руб.

Эксперты ОНФ одновременно составили рейтинг запланированных трат в расчете на одного жителя региона. Он также показал, что прошлогодние лидеры аналогичного списка не стремятся сдать свои позиции.

Так самые крупные расходы в 2015 году в расчете на одного жителя региона оказались у Ненецкого АО (5483,83 руб.), где проживает чуть более 43 тыс. человек. В соседнем с ним Ямало-Ненецком АО и сравнимом с ним по числу жителей и сложным климатическим условиям Чукотском АО цена информирования граждан оказалась почти в два раза дешевле: соответственно 3332,77 руб. и 2154,28 руб. Столица тратит в целом на информирование одного москвича о своей деятельности больше самого большого по протяженности региона страны – Якутии (1048,49 руб.) – 1122,41 руб.

Скромно на этом фоне выглядят расходы на информационные услуги в расчете на одного жителя региона во Владимирской области (10,81 руб.), Амурской (12,33 руб.), Саратовской (14,55 руб.), Смоленской областях (15,15 руб.), Забайкальском крае (17,87 руб.), Кемеровской (21,40 руб.), Волгоградской (26,80 руб.), Ярославской (27,29 руб.), Курганской (37,84 руб.) и Калининградской областях (38,72 руб.).

«Наше исследование зафиксировало, что поручение президента об оптимизации расходов на пиар на сегодняшний момент не выполнено. Несмотря на то, что Владимир Путин в своем послании призвал сократить неэффективные расходы бюджетов всех уровней минимум на 5%. Как и в прошлом году, единого подхода к тратам на информирование граждан на местах не существует: в одних регионах расходы в пересчете на одного жителя могут превышать 5 тыс. руб., а в соседних – не дотягивать и до 50 руб. Вероятно, что планируются не объективно необходимые траты, а расходы на пиар местной власти. ОНФ не раз обращал внимание на то, что, несмотря на растущие цифры бюджетных трат, региональная и муниципальная пресса зачастую находится на грани выживания. А небольшие деньги, все же доходящие до редакций, превращаются в «плату за молчание», когда ради сохранения издания в сложных экономических условиях руководитель заключает договоры на оказание губернатору или мэру «информационных услуг» и этим лишают себя возможности поднимать острые, актуальные темы, ориентированные на интересы читателей, повышая экономический спрос на свою продукцию. Поэтому такой рост бюджетов «на СМИ» нас вовсе не радует. Необходимо разработать единый подход к формированию расходов на СМИ, привязать его к численности населения, географическому положению региона, дефициту бюджета. Мы завершаем анализ закупок регионов информационных услуг за прошлый год и на основе выводов о запланированных и реально осуществленных трат представим свои предложения Минфину. Эту проблематику мы намерены поднять также на втором Медиафоруме ОНФ», -– отметила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева.

Пресс-служба ОНФ для