Крупнейшие авиакомпании «Аэрофлот» и S7 («Сибирь») не поддержали Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которая представляет интересы всех авиаперевозчиков, пишет «Эксперт».  Ассоциация обратилось к правительству с предложением ряда мер, направленных на господдержку отрасли. В частности: ввести механизм компенсации процентных ставок по кредитам, возобновить предоставление госгарантий, снизить налоговую нагрузку за счет «обнуления» НДС в тарифах на авиаперевозки и некоторые другие.

По мнению аналитиков журнала «Эксперт», отказ поддержать обращение Ассоциации выглядит неожиданно на фоне прежних заявлений «Аэрофлота» и S7, когда они возражали против господдержки отдельно взятым компаниям. В январе «ЮТэйр» попросило правительство о госгарантиях на сумму 10 млрд рублей до 2020 года для получения кредита на реструктуризацию основного долга перед банками. Ранее правительство одобрило подобную просьбу  «Трансаэро». Однако руководство «Аэрофлота» и S7 поспешили обратиться с письмом к первому вице-премьер Игорю Шувалову, где указывали на то, что «ЮТэйр» несколько лет «проводила политику бессистемной экспансии и не уделяла должного внимания эффективности бизнеса». При этом S7 и «Аэрофлот» акцентировали в письме, что не просили правительство о финансовой помощи себе, но проявили заботу о развитии отрасли.

В письме руководства этих авиакомпаний Игорю Шувалову  говорилось, что более 80% пассажиров могут быть приняты на регулярные рейсы авиакомпаний группы «Аэрофлот» и группы компаний S7. Остальным пассажирам будет предоставлена возможность воспользоваться услугами других авиакомпаний либо альтернативными видами транспорта.

Кроме того, «Аэрофлот» выразил готовность принять шесть новых самолетов SSJ-100, предназначенных ранее для «ЮТэйр».

Журнал «Эксперт» обращает внимание на то, что сам «Аэрофлот» показал чистый убыток группы за 9 месяцев 2014 года, значительно выросли и долговые обязательства.

Эксперты области полагают, что если самолеты, предназначенные для «ЮТэйр» достанутся «Аэрофлоту», последнему будет нелегко справиться с выплатой за них из операционной прибыли. У «Аэрофлота» и S7 резко выросли лизинговые платежи за их новый парк, поскольку платят они иностранным компаниям.

На рынке продолжается ценовая конкуренция. Пока «Аэрофлот» и S7 держали цены на низком уровне, тот же «ЮТэйр» терял пассажиров. Похоже, что за увеличение доли на рынке за счет ослабленного конкурента крупнейшие авиаперевозчики готовы биться до конца. Но очевидно, что цену этой победы потом придется компенсировать за счет повышения тарифов на авиаперевозки, а это, в свою очередь приведет к снижению трафика. По мнению экспертов отрасли, это может привести к«убийственной эскалации убытков».

В кризис участники даже самых конкурентных рынков объединяются для выработки совместных антикризисных мер, даже вечные антагонисты – ритейлеры и поставщики создали при правительстве совместную экспертную группу для выработки прозрачных правил игры в кризисное время. И только авиаперевозчики не смогут договориться и продолжают делить небо.

Но можно предположить, констатирует журнал «Эксперт», что в случае «победы любой ценой» «Аэрофлот» и  S7 первое, что сделают – тоже обратятся за господдержкой. И тогда уже государство вынуждено будет ее оказать, поскольку не может допустить банкротства оставшихся ключевых игроков рынка. Таким образом, убытки получат все: и сами компании, и госбюджет, и, главным образом, пассажиры.