Югра знаменита своими нефтяными и газовыми месторождениями. Развитие промышленности в этом регионе стратегически важно для всей России. Именно поэтому в Югре решили претворить в жизнь новый сценарий развития экономики – кластерный. В конце сентября прошла Стратегическая сессия, посвященная созданию условий для формирования кластеров и нового вектора развития целого региона.



Инновационный путь

В представлении многих россиян понятия «Ханты-Мансийский автономный округ» и «нефть» воспринимаются как синонимы – округ является основным нефтегазоносным районом страны. Высокие темпы развития нефтяной промышленности, строительства, энергетики обусловили быстрый рост населения (более чем на 1 миллион человек за последние 30 лет).

Леса богаты пушным зверем и птицей, водоемы – ценной рыбой, недра – нефтью и газом. Также в округе добывается россыпное золото, жильный кварц и коллекционное сырье. Открыты месторождения бурого и каменного угля. Обнаружены залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов. Находятся в стадии подготовки к разработке месторождения декоративного камня, кирпично-керамзитовых глин, строительных песков.

Правительство округа непрерывно работает над созданием и совершенствованием условий благоприятных для развития бизнеса, привлечения в округ инвестиций, модернизации производств. Согласно Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года, экономика региона будет развиваться по инновационному, кластерному сценарию.

Под кластером чаще всего понимается объединение предприятий и организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в определенной отрасли экономики. Кластерный подход в управлении региональным развитием – это новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность региона или отрасли, а вместе с тем и государства в целом.



Реализация кластерного подхода в развитии региона позволит:

  • повысить доверие, улучшить отношения между предприятиями и организациями региона, получить синергетический эффект всех предприятий, которые входят в кластер;
  • оптимизировать функционирование цепочек ценностей, улучшить структурированность бизнеса, установить более благоприятные условия для ведения бизнеса;
  • стимулировать экономический рост, повысить конкурентоспособность региона, увеличить ВРП региона и объем налоговых поступлений;
  • повысить качество жизни населения региона;
  • развивать отделенные территории;
  • улучшить деловой и инвестиционный климат в регионе.

Для стимулирования кластерных инициатив и координации процессов реализации кластерных проектов в регионе на базе Технопарка Югры был создан Центр кластерного развития. Инициатором выступило Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Основной целью Центра кластерного развития является создание благоприятных условий для эффективного взаимодействия предприятий-участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориального кластера и обеспечения реализации совместных кластерных проектов.

Деятельность Центра кластерного развития финансируется за счет средств федерального и регионального бюджета. Реализация механизма софинансирования стала возможна благодаря успешному участию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации по мероприятию «Создание и (или) обеспечение деятельности центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства».

17–18 сентября в Технопарке высоких технологий Югры состоялась установочная Стратегическая сессия по вопросам реализации кластерной политики с участием представителей Минэкономразвития РФ, Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, экспертов европейских центров кластерного развития, руководителей предприятий лесопромышленного и газоперерабатывающего секторов экономики Югры, представителей общественных организаций.

В рамках мероприятия была презентована работа Центра, освещены действующие и перспективные меры государственной поддержки и стимулирования кластерных инициатив. Центр кластерного развития призван решать задачи по разработке проектов развития территориальных кластеров и инвестиционных программ, мониторингу состояния инновационного, научного и производственного потенциала территориальных кластеров, разработке и реализации совместных кластерных проектов с привлечением участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц, организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников кластеров, оказанию содействия участникам территориальных кластеров при получении государственной поддержки, выводу на рынок новых продуктов (услуг) участников территориальных кластеров, организацию конференций, семинаров в сфере интересов участников кластера.



Участниками был отмечен высокий потенциал и широкая ресурсная база для формирующихся кластеров, а также были выявлены основные проблемы потенциальных кластеров. Участниками мероприятия принято решение разработать и утвердить дорожную карту по включению газоперерабатывающего и лесопромышленного территориальных кластеров в программы государственной поддержки, усилить работу по консолидации усилий и привлечению к участию в кластерах заинтересованных компаний.

Основным итогом Стратегической сессии является единогласное решение о необходимости поддержки инициативу правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по созданию газоперерабатывающего и лесопромышленного кластеров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Кластеры Югры создаются в виде некоммерческих партнерств, учреждаемых при участии АУ «Технопарк высоких технологий» и Фонда развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.



Кластер газопереработки

Одна из главных проблем региона – утилизация попутного нефтяного газа. Опыт других регионов и стран показал, что разработкой мелких месторождений (где годовой объем добытого сырья находится в рамках 50 млн. кубометров) занимается малый бизнес, крупным корпорациям такие объемы неинтересны. «Отрасль никак не развивается. Крупные предприятия работают на грани рентабельности. Мелкие предприятия вовсе ушли в тень, не платят налоги. Ее нужно курировать и начинать с ней работать, чтобы она была более прозрачной и понятной как для властей, так и для региона», – подчеркнул начальник Центра кластерного развития Александр Овчаренко.

Газопереработка – серьезная отрасль, в которой представителю мелкого бизнеса очень тяжело в одиночку выстроить бизнес. Именно поэтому было решено проработать концепцию газоперерабатывающего кластера. Это позволит консолидировать  интересы предприятий и направить их единое русло. Ресурсы привлекательны для малых предприятий, но, так как производство высокотехнологичное, требующее модернизации, внедрения инновационных технологий, у среднего бизнеса просто не хватает ресурсов – финансовых и научных. Немаловажным отрицательным фактором выступает сложная процедура получения разрешительных документов. И здесь роль Центра кластерного развития заключается в том, чтобы устранить излишние административные барьеры, урегулировать правовые вопросы, привлечь научные ресурсы и инвестиции в основной капитал организаций. Эти функции будут реализовываться не для одного конкретного предприятия, а для всех участников кластера, при этом административные затраты не лягут на бизнес. Расходы на маркетинг и менеджмент с предприятий полностью снимаются, оставляя большую возможность для развития производства, роста компании. Рост бизнеса отразится на увеличении налоговых отчислений, за счет которых происходит развитие региона. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в свою очередь, через Центр кластерного развития тоже оказывает поддержку кластеру: лоббирует их интересы на уровне законодательной власти, разрабатывает и внедряет единую облегченную налоговую политику, оказывает поддержку малым предприятиям и т. п.

Предприниматель, который желает поучаствовать в кластерном развитии, может в любой момент присоединиться к партнерству и начать работать по утвержденному плану маркетинга и менеджмента, при поддержке и под брендом партнерства.

Опыт регионов

Центр кластерного развития Югры использует опыт соседних регионов. Александр Овчаренко считает особо эффективным нефтегазоперерабатывающий кластер в Татарстане и приводит его, как пример эффективной работы отраслевых кластеров. «По сути, Татарстан является нефтегазохимической республикой, поскольку в основе всех полимеров, составляющих гордость местной промышленности, лежат газы: этилен, пропилен, бутадиен и другие. Там производится полиэтилен, синтетические каучуки, стекловолокно и стеклопластиковые трубы, шины, пластиковые бутылки, битум. Сегодня у них используется 100% попутного газа, причем задействованы даже мелкие месторождения, где объем годовой добычи не превышает 5 млн. кубометров», – поясняет он свою позицию.

Александр Овчаренко также уверен, что и в Югре кластерная политика будет успешно реализована, тем более, у региона есть и финансовые ресурсы, которые предоставит Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и научные – их обеспечит Технопарк высоких технологий. Одна из основных проблем по всей стране – кадровый голод. Он ощущается во всех областях, поэтому планируется осуществлять программы и целевые заказы в вузах Югры, вести корректировку направлений обучения и образовательных программ непосредственно по стратегические нужды регионального масштаба.

«Мы не собираемся делать бизнес за бизнесменов, – объяснил Александр Овчаренко. – Мы уверены, что предпринимательское сообщество проявит инициативу и начнет активно сотрудничать с нами, заявив себя участником отраслевого кластера. Сейчас у нас идет тесное сотрудничество с Татарстаном, Калугой и Томской областью. Мы активно перенимаем опыт, и, если участники наших кластеров найдут себя в тех кластерах, мы будем только за реализацию такой кооперации. В дальнейшем планируем сотрудничество и с другими территориями».

 

Перспективы кластерного партнерства

В долгосрочной перспективе планируется довести количество кластеров до восьми. В ближайшие годы планируется создание и развитие кластеров в лесопромышленной и рыбоперерабатывающей отраслях. Для их успешного развития нужна структура, которая бы координировала деятельность этих объединений. Лесопромышленный комплекс в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сегодня находится в состоянии стагнации. Есть две глобальные проблемы: износ основных средств и увеличение сбыта. Александр Овчаренко сообщил, что для решения этих проблем планируется привлечь малые предприятия и построить систему взаимодействия с крупными предприятиями.

Предприниматель, который желает поучаствовать в кластерном развитии, может в любой момент присоединиться к партнерству и начать работать по утвержденному плану, при поддержке и под брендом партнерства. Процесс вступления в кластер не будет вызывать затруднений и иметь административные барьеры, а вероятное отсутствие вступительного взноса станет облегчающим фактором для малого и среднего бизнеса. В каждом кластере будет сформирован совет кластера, контролирующий процесс реализации региональной кластерной политики по соответствующему направлению с учётом мнения участников кластера.

Александр Овчаренко подчеркивает, что деятельность Центра кластерного развития направлена на обеспечение максимально комфортных условий для малого бизнеса, создание сильных брендов, которые смогут вывести регион на российский и международный рынки. «Самое главное, не допустить ситуации, когда Центр кластерного развития утонет в отчетности и нормативах, превратится в «номинальную» единицу. Нужно показывать настоящий результат, а не пустые цифры. Вот в этом аспекте можно использовать положительный опыт других регионов. Главное, стремиться к развитию, помогать бизнесу развиваться и оказывать ему ощутимую поддержку. У выбранных нами направлений огромный потенциал», – уверен Александр Овчаренко.

 

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Наталья Комарова, губернатор Югры:

– Стратегические инициативы федерального и регионального уровня свидетельствуют о необходимости активизации кластерной политики и объединения предприятий в кластерные группы с целью обеспечения конкурентоспособности приоритетных направлений, их развития и положительного влияния на процессы диверсификации экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Создание по инициативе Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Центра кластерного развития при автономном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Технопарк высоких технологий» и формирование газоперерабатывающего и лесопромышленного кластера являются востребованными мероприятиями, способными кардинально изменить структуру производства по данным направлениям, реализовать проекты повышенной рентабельности, связанные с более глубоким переделом сырья на местах и выпуском высококачественной, востребованной продукции с высокой добавленной стоимостью.

 

Александр Овчаренко, начальник Центра кластерного развития:

– Стратегическая сессия прошла успешно, в ней приняли участие большое количество людей, заинтересованных в развитии нашего региона, в решении тех задач, которые сегодня стоят перед правительством округа. Прежде всего, это те задачи, которые озвучил наш президент в своем послании: это повышение инновационности и рентабельности экономики, решение таких задач, как утилизация попутного газа, и других актуальных проблем.

В связи с этим, два прошедших круглых стола (они были посвящены газоперерабатывающему и лесопромышленному кластерам) были очень показательны и интересны, на них развернулись серьезные дискуссии. Выработано много решений, все участники получили понимание того, куда и как нам двигаться, какие наметить шаги – все это мы будем прописывать уже в дорожных картах по созданию кластеров. Было принято решение о создании двух некоммерческих партнерств, которые будут заниматься координацией деятельности кластеров. Очень интересно было послушать экспертов – это были представители «Деловой России», отраслевых департаментов, было интересно мнение делового сообщества. Прошедшая стратегическая сессия сняла большое количество вопросов, которые были у участников, и у каждого из них сложилось свое мнение и каждый смог понять свою роль в тех кластерах, которые будут созданы до конца года.

 

Юрий Реутов, директор Технопарка, доктор технических наук, профессор:

– Кластерный подход необходимо рассматривать в качестве новой управленческой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность как отдельного предприятия, так и отрасли или региона. Одним потянуть пласт работы, которым должен заниматься Центр кластерного развития, практически невозможно. В силу того, что Технопарк занимается пограничными вещами, было принято решение создать его именно тут. Мы будем задействовать все его возможности, в том числе кадры, опыт и компетентность наших сотрудников.

В ходе Стратегической сессии был отмечен высокий потенциал и широкая ресурсная база для формирующихся кластеров, а также были выявлены основные проблемы формирующихся кластеров. Нами было принято решение разработать и утвердить дорожную карту по включению газоперерабатывающего и лесопромышленного территориальных кластеров в программы государственной поддержки, усилить работу по консолидации усилий и привлечению к участию в кластерах заинтересованных компаний.

 

Виталий Кастальский, управляющий партнер Центра интеллектуальной собственности «Сколково»:

– Все инфраструктурные вещи – это форма. Содержание – это сами проекты. Необходимым условием коммерциализации (другими словами – превращения этих проектов в деньги) в современной конкурентной среде является обеспечение правовой охраны тех технических или технологических решений, которые создаются при осуществлении исследовательской деятельности. Суть правовой охраны – предоставляемая государством монополия на использование того или иного технического решения в течение определенного срока. И, естественно, зарабатывать на результатах исследовательской деятельности можно только тогда, когда ты имеешь право на эти результаты.

К сожалению, осуществление исследовательской деятельности и права исследователей на результаты этой исследовательской деятельности не всегда следуют одно из другого. Для того чтобы исследователи получили права на результаты, требуется совершить определенные действия. И как раз наш Центр может посодействовать решению этих вопросов: говоря простым языком, вопросов закрепления за исследователями результатов их проектов. Это выявление технических решений, подготовка патентных заявок, юридическое сопровождение и т.д.

 

Клаус Вицорек, независимый эксперт, Берлин-Бранденбург, Германия:

– Создание Центра кластерного развития – это первый шаг, главное уже сделано, сделано профессионально. В Германии есть опыт, 10–15 лет уже мы этим занимаемся. Думаю, стоит изучать этот опыт. Я привез нужные документы, всю информацию от начала создания кластеров в Германии, по ним вы можете начинать рассматривать наш опыт. Совместная работа по обмену опытом началась. Каждая страна уже потратила деньги на опыт, и не нужно тратить их повторно, нужно учитывать наш опыт.

 

Пьер Пине, независимый эксперт, Франция:

– Самое важное, что мы можем взять из опыта кластерного развития Франции, – это не развивать большого количества различных кластеров, а сконцентрировать свои усилия на некоторых стратегически необходимых местах (кластерах). Важность не в количестве кластеров, а в качестве и их стратегической функциональности. Если вы решили создать кластер, примером хорошего варианта этого решения может быть проект (дизайн проекта) как комбинация местных кластеров с квалифицированной рабочей силой, современными основными фондами, на территории с хорошей инфраструктурой и логистикой.

 

Игорь Блатт, научный руководитель Центра кластерного развития Томской области:

– Сформулированные и используемые нами методологические инструменты и позиции могут по аналогии здесь продуктивно использоваться. Речь идет о программном подходе, о проектном подходе. Это всем известные инструменты. В Центре кластерного развития работают люди высокой квалификации, я убедился в этом, поэтому они их могут продуктивно использовать. Поэтому я рекомендовал бы сделать комплекс интернет-ресурсов, портал Центра, по аналогии с нашим, сайты кластеров и начать использовать внутрикорпоративную систему для обмена информацией, для коммуникации, для создания баз данных, знаний и материалов Центра.

Кроме этого, мы на начальной стадии выбрали курс на повышение квалификации менеджмента, проектной команды, руководителей и участников кластеров. Краткосрочные формы повышения квалификации будут оптимальны, так как люди все деловые и заняты. Но когда они прослушают основы, они будут знать вектор, в котором надо двигаться. Другие формы – с большим количеством часов обучения – использовать уже выборочно. Также Югры может брать за основу нашу схему управления, создавать экспертный совет и так далее.

 

Андрей Теслер, начальник Отдела развития лесопромышленного комплекса   Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры:

– Это направление достаточно новое для округа, для этого нужно изучение хорошего опыта в сфере организации кластерного развития. То есть изучение опыта субъектов Российской Федерации, где это уже реализуется, где развиваются кластеры. Нам было бы особенно интересно изучать работу лесопромышленных кластеров, весь механизм их создания и реализации. Все предпосылки для создания кластеров у нас есть, то есть ресурсы, предприятия, программы – все это есть. Вопрос в механизме. Чтобы на это все с мертвой точки сдвинуть, нужен механизм, начальный этап которого мы сейчас прорабатываем.

Думаю, если кластеры будут реализованы в том виде, в котором они задуманы, то это будет способствовать достижению положительных результатов, как для малого и среднего бизнеса, так и для органов исполнительной власти. То есть это получение субсидий на федеральном уровне, снижение налоговой ставки – это большие преференции для производителей. Если кластер получает такие преференции на федеральном уровне, то участников будет гораздо больше, они сами придут, это привлечет участников. Но для этого нужно запустить весь механизм.