2020 год, год пандемии – год ограничений, запретов, изоляции, экономической и социальной рецессии, отчетливо показавший человечеству, как зыбко и хрупко всё что мы создали и достигли, ушёл в историю. Мы задаём себе вопрос, каким будет 2021 год? История развития человечества показывает, что для одних кризис – разрушительная уничтожающая сила,  для других – мощный стимул и толчок к развитию. В этом аспекте следует ожидать ещё более глубокой поляризации мира, когда передовые страны продолжат активно развиваться во всех направлениях, а отсталые неразвитые государства, напротив, ещё глубже погрузятся в кризис.

Подобное видение ситуации касается не только политической сферы в масштабе мирового сообщество, оно применимо  и к отдельным бизнес – структурам: те, что смогли выбрать успешный вектор развития в условиях кризиса, делают гигантский рывок вперёд, другие, не найдя альтернативных путей развития, теряют темпы, не в состоянии удержать свои позиции в условиях экономических перемен. Можно говорить о чутье и стратегическом мышлении руководителей или о стечении обстоятельств, но рынок не прощает ошибок.

Конкурентоспособность государства – это, прежде всего, конкурентоспособность бизнес-структур, обладающих передовыми технологиями и компетенциями. При этом вопрос энергоснабжения, энергобезопасности и энергоэффективности является ключевым и занимает главенствующую роль в каждом государстве, поскольку является одним из  факторов конкурентоспособности в отдельной стране и мировом сообществе. Переход на экономику без выбросов СО2, обозначенный в приоритетных целях развития экономики ЕС на ближайшие годы, приведет в конечном результате к повышению цены на энергию, и, значит, неминуемо увеличит издержки, снижая одновременно конкурентоспособность выпускаемой продукции. В немалой степени именно этот фактор является определяющим для ЕС при введении углеродного налога на импортируемую продукцию, в противном случае, собственные производители неизбежно проиграют конкурентную борьбу зарубежной продукции, что неминуемо грозит потерей рабочих мест и даже социальными волнениями.

Российское руководство понимает важность решения назревших экологических проблем в стране, так как экология является не просто темой лозунгов климатических активистов, а одним из важнейших факторов, непосредственно влияющих на продолжительность и благополучие жизни людей. В последних числах декабря 2020 года Президент России Владимир Путин поставил задачу – к 2023 году разработать автобус на водородном топливе. Почему такое решение? Водородная энергетика, безусловно, является в последние годы одной из самых актуальных и обсуждаемых тем. Чтобы обеспечить потребность в энергии, необходимую для выработки самого водорода, предлагается использовать «зеленую» электроэнергию, вырабатываемую солнечными панелями и ветрогенераторами. Идея перспективная, особенно, если учитывать, что зависимость этих видов электрогенерации от погодных условий делает очень сложной балансировку энергосистемы и поддержание частоты тока. Водород считается перспективным видом топлива и зарекомендовал себя как эффективный и экологически чистый энергоноситель, если для его производства используются «чистые» виды энергогенерации. Однако, при работе с ним необходимо предпринимать особые меры предосторожности. При смеси водорода с кислородом образуется гремучий газ. От зажигании искрой или другим источником смесь водорода с воздухом небольшого объёма сгорает чрезвычайно быстро, с громким хлопком, что воспринимается как взрыв. Кроме того, стоит вопрос о стоимости водорода для конечного потребителя: стоимость электроэнергии от солнечной и ветровой электрогенерации априори выше цены электроэнергии от сжигания ископаемого топлива, и как поступать дальше – развозить водород по заправкам, которые ещё необходимо построить, или снова переводить в электрический ток? При всей перспективности этой идеи – вопросов возникает уже на начальном этапе не мало. Уже сейчас можно констатировать, что в обоих случаях цена для потребителя на выходе будет очень высокой и недоступной даже для людей со средним достатком. Безусловно, Президент Путин понимает, что перевозки на водородном топливе очень дорогие, однако российская наука и конструкторская мысль должна обладать инновационными компетенциями, даже если водородный транспорт окажется неудачным направлением развития автотранспорта. А основания для скептического отношения к водородному транспорту есть, несмотря на широко рекламируемые планы перехода на водород.

Именно в этой связи перед мировой наукой как никогда остро стоит задача разработки новых методик и способов получения «чистой» электроэнергии. И такие разработки существуют, и их авторы имеют амбициозные планы по реформированию сложившейся системы электрогенерации. Так, к примеру, в прошедшем 2020 году в Германии закончились работы по созданию Neutrinovoltaic технологии, позволяющей создавать автономные источники постоянного тока различных геометрических размеров и мощностных выходных характеристик. Основа изобретения немецко-американской компании Neutrino Energy Group под руководством Holger Thorsten Schubart – многослойный наноматериал, состоящий из чередующихся слоёв графена и легированного кремния, который позволяет преобразовывать небольшую долю падающих на землю космических нейтрино в постоянный электрический ток. Созданный инновационный наноматериал преобразовывает не только небольшую часть космических нейтрино, которые имеют различную энергию и типы, но и другие электромагнитные излучения, существующие на Земле, как природного, так и искусственного характера (например, электросмог), а также тепловые потоки. Можно смело прогнозировать, что в ближайшие годы конкурентная борьба между различными способами электрогенерации затронет приоритетно аспект сокращения издержек на пути от места генерации до потребителя.

Holger Thorsten Schubart, CEO Neutrino Energy Group

В этом плане особенно интересным звучит высказывание генерального директора Holger Schubart: «Автономные источники тока, созданные с применением нашей технологии, можно размещать внутри корпусов электроприборов, т.е. непосредственно в месте потребления электроэнергии, что даёт несомненное преимущество за счёт исключения потерь в линиях электропередач. Кроме того, такие источники генерируют сразу постоянный ток, который большинство электроприборов, компьютеров, гаджетов и т.д. и потребляет – т.е. мы избегаем потери при переводе постоянного тока в переменный и обратно. Neutrinovoltaic технология использует в качестве базовых элементов широко распространённые и недорогие материалы, а отсутствие эксплуатационных затрат делает её преимущества ещё более существенными. Учитывая, что наша технология не зависит от погодных условий, генерирует электроэнергию днём и ночью 24 часа в сутки/365 дней в году и относится к источникам гарантированного электроснабжения, мы смело прогнозируем, что Neutrinovoltaic станет основой для создания разветвлённой сети электроснабжения в первую очередь бытовых потребителей, что позволит уменьшить нагрузку на существующие электросети. Отсутствие необходимости подключения централизованного электроснабжения позволяет сохранить и леса, в которых сейчас вырубаются довольно широкие просеки для линий электроснабжения. Установка же таких источников постоянного тока на электромобили, даст возможность окончательно и бесповоротно перейти на использование электромобилей, которые будут способны самозаряжаться, что сэкономит, в свою очередь, огромные средства на строительство инфраструктуры для зарядки электромобилей, а также позволит избежать превращения городов в одну огромную зарядную станцию.»

Подобные позитивные планы, часть из которых планируется реализовать уже 2021 году, дают основание предполагать, что новый год принесет новые экологические технические решения, которые способны внести весомый вклад в развитие сферы энергоснабжения и способствовать не только преодолению экономического кризиса ушедшего года, но и дать мощный стимул развитию одного из основополагающих секторов экономики при одновременном позитивном влиянии на экологическое здоровье нашей Планеты.