Материал подготовлен редакцией журнала “Регионы России: национальные приоритеты”

Генеральный директор компании «ОФИС ПАРТНЕР» Татьяна Лаухина о деловом климате и умных решениях, которые могут позволить госпредприятиям и частным компаниям восстановиться после кризиса раньше своих конкурентов.

Татьяна Валериевна, как успешная леди, являющаяся топ-менеджером IT-компании уже на протяжении восьми лет, скажите, приходится ли Вам сталкиваться с некоторым пренебрежением и недоверием со стороны других бизнесменов, скептически относящихся к женщине-лидеру?

Не могу сказать, что в последнее время я сталкивалась с дискриминацией. Наоборот деловой климат стал более восприимчив к женскому образу в бизнесе. «Стеклянный потолок» был в начале, лет 10 назад. Сейчас всё чаще ключевым критерием отбора компании выступают подтверждённые профессиональные качества. Выигранные контракты, оборот, внедрённые проекты – это важнее, чем пол и личность главы компании, с которой приходится иметь дело.

А что сегодня портит деловой климат, с какими трудностями приходится бороться вашему бизнесу?

– Для нашей индустрии главная сложность делового климата – это укрупнение. Крупный бизнес демпингует и выбивает с рынка малый бизнес. Особенно это заметно в системе государственных торгов, где наравне с нами теперь участвуют крупные компании, перешедшие из розничной торговли. Это создаёт более жесткую конкуренцию. Их возможности и возможности малого бизнеса несопоставимы, с ними сложно тягаться на одном поле. Но мы справляемся, разрабатываем индивидуальные решения для заказчика совместно с производителями, что даёт возможность предлагать наилучшие условия и обеспечивает стабильный экономический результат на несколько лет вперёд.

Например, для российской производственной компании, которая является одним из наших клиентов, мы за 1,5 года сэкономили более 3,6 млн. рублей (!). Наш пятилетний контракт позволит парфюмерно-косметической компании и дальше высвобождать деньги, сокращая графу сопутствующих расходов. Теперь на печать они тратят в месяц 250 тыс. рублей вместо 450 тыс. рублей. А главное – сотрудники не отвлекаются от своих рабочих задач. Раньше четверть их рабочего времени занимали попытки выяснить, почему не работает принтер, где картриджи и запчасти. Теперь все 40 часов в рабочую неделю уходят на прямые обязанности, что напрямую отразилось на производительности труда, которая выросла на 33%.

Как ваша компания справляется с кризисом, вызванным пандемией и фактическим переходом всеобщей работы на удалённый формат?

– Конечно, период не из лёгких. Но за долгие годы работы в данном направлении не раз приходилось «подниматься с колен», переживать трудные времена. Хотя любой кризис, вопреки росту нагрузки – это вызов, который даёт новые возможности для трансформации и развития нестандартных подходов. По нам и санкции ударяли в 2014 году. Основная их беда состояла в том, что отечественные специалисты перестали общаться с заграничными коллегами, но при этом общаться с коллегами в РФ тоже не начали. Сейчас мы тоже не унываем, ищем и находим новые решения для нашего бизнеса, для бизнеса наших Клиентов. Например, мы сейчас разработали мобильное приложение. Понимаете, каждому специалисту надо общаться с более продвинутыми коллегами по цеху, обмениваться опытом. Иначе не будет развития.

Как выдержали это испытание ваши клиенты?

– Наш основной профиль – аутсорсинг печати. К примеру, «покопийка» – один из видов аутсорсинга печати, при котором заказчик оплачивает по факту напечатанные листы. Именно у тех заказчиков, у которых внедрено такое решение, ситуация оказалась значительно лучше. Им не надо было отменять закупки, они платят только за то, что напечатали. При этом видим, что многие госпредприятия сократили сейчас расходы на печать документов. Однако выросла печать в аптечных сетях, диагностических лабораториях.  Естественно, в этот сложный период компании нацелились на экономию ресурсов. Требования к качеству работы никто не отменял. Вместо того, чтобы вслепую экономить на оборудовании и работать с дешёвыми IT-специалистами, можно воспользоваться нашим предложением – получить достойное оборудование и качественное обслуживание. А вырученную прибыль от оптимизации расходов пустить в развитие бизнеса или решение более насущных вопросов.

Каким образом ваша компания позволяет организациям экономить?

– Например, у одного из наших клиентов затраты на печать в 2018 году составили 4,8 млн. рублей. Мы помогли ему сократить расходы вдвое уже в 2019 году, делая печать его документов контролируемой. Методы нашей работы позволяют повышать эффективность бизнес процессов – мы работаем комплексно с IT-инфраструктурой компании заказчика. Самое важное здесь, что мы подбираем оптимальное оборудование и высчитываем наиболее эффективное решение тех задач, что есть у заказчика. Так стоимость использования оборудования у клиента уменьшается на 20, 35 и более процентов. Это выражается в реальных деньгах, причём суммы экономии понятны уже на старте проекта.

Мы совместно с нашими заказчиками исследовали их расходы в 2017-2018 году. Семь из них оказались в одной весовой категории со средней численностью сотрудников в 100-120 человек. Вместе с бумагой, расходными материалами, запчастями и оборудованием каждый из них тратил от 1,8 млн. до 3,5 млн. рублей в год. Вроде бы немного, но эти предприятия, после того, как мы внедрили им управляемую печать, смогли сократить свои затраты в среднем на 35%. Где-то чуть больше, если оборудование было слишком старым и дорогим в эксплуатации.

В среднем у наших компаний-клиентов в материальном выражении ежегодная экономия вышла от 600 тыс. рублей до более миллиона (!). Эти деньги можно вложить в развитие бизнеса, обучение сотрудников.

Какие проблемы ваших клиентов обнажились во время карантина, и как вы помогли им справиться с возникшими трудностями?

– Переход на удаленный формат для многих компаний был неопробованным решением и вызвал вопросы по оборудованию рабочих мест, безопасности подключений и контролю работы. Мы разработали несколько вариантов для разных сфер деятельности и быстро согласовали это с вендорами и клиентами. Также большой проблемой оказалось сокращение бюджетов у всех компаний, в том числе и в сфере IТ. В результате появились нестандартные печатные решения для работы на удалёнке, например, был выбран МФУ HP Ink Tank 319 со стоимостью отпечатка в 12 копеек (!) и доступной ценой самого оборудования в 10 600 рублей.

А как удалось решить вопрос безопасности печати?

– Да, IT – такая область, где многие компании обеспокоены сохранением своих данных и защитой от третьих лиц. Это одно их ключевых опасений, продиктованных во многом отсутствием новых знаний. В данный момент разработки по безопасности данных настолько шагнули вперед, в частности благодаря усилиям нашего вендора, компании HP. Многие программные продукты помогают делать печать безопасной, НР Аccess Control, например. А сочетание безопасности и удобства, решение LRS MFPsecure совместимо с устройствами множества производителей и взаимодействует с HP Access Control, что позволяет создавать единую хорошо защищенную среду из устройств разных производителей.

Значит, теперь вы без труда можете быть полезны и госпредприятиям, заботящимся о безопасности своих данных?

– В какой-то мере да, но очень часто госструктуры действуют в рамках заложенного бюджетирования и не могут выходить за рамки установленного плана. Мы часто сталкиваемся с тем, что выигрывает самое дешёвое предложение. Но оно же завтра ударяет по заказчику дорогостоящей поддержкой. В итоге сохранение когда-то выбранного дешёвого решения конкретной задачи обходится на выходе в 2-3 раза дороже. То есть коробочные закупки ограничивают возможности экономить. Многие руководители действуют в рамках существующего стереотипа: если печать, то надо покупать многофункциональные устройства. В лучшем случае выбирают двухстороннюю печать, экономя бумагу и в конечном счёте сохраняя деревья, заботясь об экологии. Но если же внедрить покопийную печать с контролем доступа, то можно спасти гораздо больше: не одно дерево, а целый лес! Ещё один пример. Вот вы сегодня купили принтер, который стоит 5 тыс. рублей, потому что он самый дешёвый. Завтра вы пошли покупать к нему картридж, который напечатает Вам тысячу страниц за 5 тыс. рублей. Вам понадобится ещё тысяча страниц, вы снова купите этот картридж, или вы решите сэкономить – купите совместимый аналог. У вас сломается принтер. Замкнутый круг и никакой экономии. Мы же предлагаем решения, которые помогают бизнесу и госструктурам без дополнительных вложений использовать уже наработанные финансовые и аутсорсинговые инструменты наиболее эффективно. Наши клиенты платят только за то, что напечатали.

Что вашей компании дал этот кризис, и какие выводы стоит сделать остальным участникам российского рынка?

– Всем российским компаниям и предприятиям, думаю, стоит поучиться у Китая стратегическому планированию, где любая государственная структура и бизнес-процесс думают о долгосрочных целях. Наша команда (спасибо ей за это!) ещё сильнее сплотилась вокруг решения стоящих перед нами задач. Мы переходим к новому формату работы – максимальная автоматизация и упрощение процессов для клиентов. Будем использовать мобильное приложение, которое сейчас запускаем.

Ещё один шаг в сторону идеала клиентоориентированности?

– Мы верны своей миссии – способствовать успеху наших клиентов. Успех – это не просто слово, а сильная энергия. Мы давно убедились в том, что если мы приносим пользу и помогаем кому-то стать успешнее, то этот позитив нам возвращается. Будь то рекомендации или какие-то наработки, опыт, полезный для дальнейших проектов.

Мы перевариваем огромный массив всевозможных решений от разных вендоров, чтобы предложить своим клиентам лучшее. Такой индивидуальный подход и квалификация позволяют нам рекомендовать умные решения под любые задачи. Да, часто аутсорсинг печати выгоднее бизнесу, чем покупка техники. Но каждый случай – уникален. Поэтому наша миссия – максимально, чем можем, способствовать принятию оптимальных решений для успешного развития бизнеса наших клиентов. То есть, выбирать для наших клиентов лучшее, что может сегодня предложить мир технологий.

В чём секрет успеха вашей компании?

– Мне кажется, всё дело в том, что мы очень эмпатично относимся к людям – как к сотрудникам, так и к клиентам. В конечном итоге работает конкретный человек, и мы работаем в каждом случае для конкретного человека, и поэтому нам важно понимать, какой результат он хочет получить, какие взаимоотношения (партнерские или в коллективе) будут максимально комфортными и эффективными, насколько рабочий функционал сотрудников способствует максимальному раскрытию их потенциала. Сейчас такое время… Мы работаем в первую очередь для людей!