Материал подготовлен редакцией журнала “Регионы России: национальные приоритеты”

Как работается женщинам в условиях российской бизнес-среды? Легко ли женщине быть лидером, в любой ситуации оставаться сильной и уверенной в своих силах? Своими секретами с журналом «Регионы России» делится Надежда Доброскокина, руководитель внутрикорпоративных коммуникаций компании СИБУР.

В чём заключается моя работа?

Я занимаюсь корпоративными коммуникациями. Свою профессию я выбрала 20 лет назад и очень хорошо помню этот день. Мои родители (папа – директор предприятия, мама – преподаватель) мечтали о том, чтобы я поступила на экономический факультет. Переубедить их было невозможно, и поэтому я готовилась поступать на экономический, но точно знала, что подам документы на специальность «Связь с общественностью». Тогда, в 2000 году, это была мало кому известная, но уже набиравшая популярность профессия. Признаюсь, на тот момент я сама до конца не понимала, чем буду заниматься после окончания вуза, но была уверена в том, что это моё дело. Интуиция всегда играла очень большую роль в моей жизни, важно научиться слышать её и доверять ей. Сделав выбор своей профессии сердцем, я ни разу не пожалела об этом. Я безгранично люблю своё дело, и это во многом определяет мой успех.

В моей карьере были разные этапы. Ещё во время учёбы в университете я начала работать в крупном международном рекламном агентстве. И это был уникальный опыт. Я совмещала функции помощника креативного директора и копирайтера, а круг моих обязанностей был безграничен: от встречи бойфренда моего босса в аэропорту до адаптации скриптов роликов известных брендов, которые потом транслировались по всем каналам. Если вы смотрели фильм «Дьявол носит PRADA», вы можете представить мой рабочий день во всех деталях, разве что у меня не было необходимости запоминать, какой кофе любит мой босс. McCann Erickson научил меня профессиональному копирайту, умению укладывать в 24 часа бесконечное количество дел и тому, что работа может и должна быть настоящим удовольствием. Здесь я встретила большое количество профессиональных и талантливых людей, со многими из которых общаюсь до сих пор.

Вообще люди всегда были главной ценностью в моей жизни. Где бы я ни работала, я всегда считала, что работаю не в компании, а с людьми. И именно они определяют компанию, её корпоративную культуру и ценности, а не красивый бренд, размещённый на входе в здание офиса. После года работы в креативном агентстве мне предложили интересный проект в глянцевом журнале. Мне было 23, и это была работа мечты – PR-проекты для премиальных брендов, приёмы в посольствах и встречи с известными людьми Москвы. Этот опыт дал мне очень яркие эмоции и большой круг полезных знакомств. А через год я решила, что выросла из глянцевого журнала и пришло время заняться настоящим бизнесом в крупной, известной международной компании – такой, где можно построить свою карьеру мечты. Так я пришла в British American Tobacco. И эта компания была именно такой. Сюда попадаешь, как в «Лигу плюща» после отбора в пять или шесть этапов, и очень скоро понимаешь, что ты – среди лидеров рынка. Я благодарна BAT за своё профессиональное и личностное становление. И это всё благодаря людям, которые меня окружали там. Каждый из них изо дня в день стремился быть «лучшей версией себя», и вместе мы достигали колоссальных результатов.

Потом было 7 лет в корпоративных коммуникациях компании MICHELIN. Здесь я познакомилась с высокой французской кухней и реализовала целый ряд крупных проектов, включая личный и самый важный проект в жизни каждой женщины – рождение моей дочери. Конечно, мой мир кардинально изменился. На тот момент мне было 32 года. Достигнув определенных результатов в профессиональной  реализации, я два года  полностью посвятила семье и ребёнку. Сейчас, нередко возвращаясь домой, когда моя дочь уже спит, или уезжая в частые командировки, я бесконечно ценю то время.

Работа является огромной частью моей жизни, я давно перестала делить жизнь на рабочее и личное. На мой взгляд, сегодня успешный и счастливый человек не делит жизнь пополам. Профессиональное интегрируется в личное и наоборот. Зачем делать выбор между этими равнозначными сторонами? Жизнь не останавливается, когда вы приходите в офис. Точно так же как работа не останавливается, когда вы уходите из него. Когда вы занимаетесь тем, что вы по-настоящему любите – это касается любого аспекта жизни, сама жизнь становится целостной системой, и вы чувствуете себя счастливым. Выбирайте профессию, от которой у вас горят глаза, и становитесь в ней лучшим, выбирайте людей, с которыми хотите быть рядом и будьте рядом, занимайтесь делом, которым вы можете гордиться и которое важно для окружающих.

Чуть больше года я руковожу направлением внутрикорпоративных коммуникаций в компании СИБУР. Когда мне позвонили с предложением прийти на встречу, я ответила, что не работаю в российских компаниях. Сегодня СИБУР для меня – это не просто пять букв красивого бирюзового цвета. Это люди – в Москве, Томске, Перми, Тобольске, Вене, Нижнем Новгороде, Воронеже, Красноярске, Стамбуле, Шанхае, Твери, Тюмени и двух десятках других городов, вместе с которыми мы реализуем масштабные проекты, и они влияют не только на бизнес нашей компании, но и на будущее нашей страны. СИБУР – это совершенно особенная компания и абсолютно моя – по своей культуре, скорости, масштабу и количеству задач, качеству людей. Меня окружают лидеры, которые так же, как и я, хотят изменить этот мир – сделать его лучше. В нашей компании особенно ценится такое качество, как неравнодушие. Это касается не только бизнеса или текущих задач и проектов, но и жизни вообще, ведь неравнодушие – это не компетенция, а одно из ключевых качеств человека, сегодня настолько редкое, что стало достоинством. Я считаю, что только неравнодушные люди двигают этот мир вперёд. Не пройти мимо, не остаться в стороне, задуматься – а что я могу сделать сегодня для людей, компании, страны – в этом настоящая сила лидера.

Про лидерство

Очень много дискуссий и мнений на тему женского лидерства. Я считаю, что у лидерства нет гендерной принадлежности. Однако женщина всегда должна оставаться женщиной – и в этом её сила. На мой взгляд, не случайно сегодня во многих крупных компаниях на топовых позициях работают женщины, потому что они более гибкие, более интуитивные.

Лучшим тестом на лидерство является кризисная ситуация. Вот, к примеру, сейчас мы все оказались именно в такой. Кризисные моменты, как лакмусовая бумага, проявляют настоящих лидеров. Лидер – это тот, кто не идёт проложенным маршрутом, а является первопроходцем, умеет определить направление, найти нестандартные решения, принимать их и двигаться вперёд, порой опираясь лишь на интуицию. Лидерство заключается в умении держать удар, умении принимать ответственность, идти до конца. Может быть, в этом и кроется секрет успеха. То есть, с одной стороны, ты – женщина с абсолютно женскими энергиями, интуицией, гибкостью, а с другой – ты абсолютно не слабый пол, ты наравне с мужчинами ведешь корабль к цели. Для меня не существует конкуренции, не существует соперников, кроме самой себя. Соревнуюсь я всегда только с собой. И моя цель сегодня – стать лучше той, которой я была вчера. Стать улучшенной версией себя. Каждый день я меняю себя для того, чтобы менять этот мир.

У меня есть свои Правила жизни

1. Неважно, в какой ситуации ты оказалась и во что ты одета, у тебя всегда должна быть  корона на голове.

Моей дочери 5. Пару лет назад мы гуляли с ней на площадке. На голове у неё была смешная игрушечная корона, и она воображала себя принцессой во дворце. В какой-то момент я сказала ей: «Алиса, давай мне корону, а то упадёт». Алиса повернулась и уверенно-невозмутимым тоном ответила: «Мама, корона не может упасть». С тех пор это стало моим главным правилом – корона всегда должна быть на мне, даже если она никому не видна 🙂

2. Каждый день быть лучшей версией себя и никогда не переставать учиться.

Для меня в бизнесе нет конкурентов и соперников, кроме самой себя. Каждый день я одерживаю победу над самой собой во вчерашнем дне. Часто меня спрашивают – как я успеваю совмещать в своей жизни так много ролей. Ответ очень простой – я не ищу причин, почему нет, я ищу возможности, чтобы да.

 А ещё я никогда не перестаю учиться. У меня четыре высших образования, два из которых в области MBA – одно российское, другое международное. Я владею тремя иностранными языками. Иногда сама читаю курсы по корпоративным коммуникациям. В этом году поставила себе цель читать по одной книге в неделю, но пока не получается, и стать сертифицированным коучем. Мечтаю о том, чтобы в будущем создать свой фонд, об этом пока рано рассказывать, в следующий раз.

3. Правило идеальных туфель.

«Дайте женщине пару хороших туфель, и она покорит мир» – слова принадлежат известной Мерилин Монро, и я с ними полностью согласна. В своей любви к туфлям я не уступаю самой Керри Бредшоу.

Настоящие леди знают, что идеальные туфли должны быть на размер больше. С людьми работает то же самое правило: люди должны быть «на вырост». Это значит, когда люди в любого формата взаимоотношениях способны на обмен с превышением. Различного уровня ресурсами – опытом, знаниями, экспертизой, словами, эмоциями.

 Мои секреты, или как я заряжаюсь энергией

Я встаю в 4 утра и строю планы на день. В утренних часах есть особая магия. Все успешные люди, которые хотят что-то принести в этот мир, встают очень рано.

Спорт. Неважно, каким бы тяжёлым ни был мой день, во сколько бы я ни вышла из офиса или закончила дела, я всегда еду в спортклуб по своему расписанию. Это про дисциплину и лучшую версию себя.

Благодарность и позитивный настрой. Мои коллеги и друзья редко видят меня без улыбки даже в самые напряжённые и сложные периоды жизни. Мы излучаем то, что у нас внутри, и мир отвечает нам тем же.