«Мы ищем туристические жемчужины». Екатерина Иванова о возрождении народного искусства и успехах проекта «Мир своими глазами»

Руководитель Дирекции творческих проектов Фонда Росконгресс, заслуженный работник культуры Российской Федерации, продюсер Екатерина Иванова рассказала о деятельности своего департамента в составе крупнейшего организатора деловых мероприятий России. А также поделилась впечатлениями о первых успехах на пути возрождения русских народных традиций.

Екатерина Леонидовна, расскажите, чем именно занимается Дирекция творческих проектов Фонда Росконгресс, которую вы возглавляете?

— Думаю, что название в данном случае говорит само за себя. Мы стараемся привлекать внимание всех участников крупных международных проектов Фонда Росконгресс к богатейшей российской культуре, русскому искусству и истории нашей страны. В частности, мы отвечаем за художественное оформление площадок крупных международных событий с участием первых лиц государств – участников Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), Восточного экономического форума (ВЭФ), Российского инвестиционного форума, Российской энергетической недели (РЭН) и т.д.

При этом обязательно обращаем внимание на тему года. В 2018 году, поскольку он был объявлен годом русского балета в честь 200-летия великого хореографа Мариуса Петипа, оформление ключевых форумов Фонда Росконгресс было посвящено французу, который прожил в России полвека и поставил более 60 балетов на сценах Санкт-Петербурга и Москвы. В 2019 году основной темой, в том числе и видео-роликов открытия ПМЭФ и пленарного заседания стали сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях  художников Палеха, в честь 220-летия любимого поэта. И сейчас, когда 2021 год объявлен годом науки и технологий, кроме того, в 60-летний юбилей для космической отрасли, оформление площадок форумов, оператором которых является Фонд Росконгресс однозначно свяжем с наукой и космосом. Также уже сегодня можно сказать, что оформление форумов 2022-го будет содержать элементы народного творчества, так как Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным он объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.    

Как возникла идея рассказов о народном искусстве? Неужели в некоторых регионах ещё сохранились образцы народного творчества, которые не так широко известны и разрекламированы?

—В рамках проекта «Мир своими глазами» мы на протяжении 2020-2021 годов ездили по регионам и в том числе бывали на предприятиях народных художественных промыслов.   И, конечно, появилось желание рассказать о них и о сохранившемся опыте народного творчества. И знаете, отрадно наблюдать, что предприятия народных художественных промыслов сейчас переживают свой ренессанс.

Ещё приятнее видеть, как постепенно возрождаются, к сожалению, некогда утраченные российские бренды. Как ни странно, но известная всему миру русская тройка с развитием автомобилестроения была забыта. Как образ это ещё осталось, но саму традицию мы практически утратили. Известно, чтобы запрячь лошадей в тройку, их нужно сначала обучить правильно ходить в связке. Есть коренной или коренник – наиболее сильный конь, пара пристяжных, идущих по бокам. Они должны идти, не мешая друг другу. И сегодня сразу в двух уголках страны энтузиасты пытаются восстановить старинный национальный бренд: в Ивановской области и на Байкале.

Кроме того, в городе Гаврилов Посад (Ивановская область), который связан и с историей гусар, и с историей выведения Владимирских тяжеловозов (тяжелоупряжной породы лошадей– прим. ред.), есть энтузиасты, возрождающие традиции настоящих русских обедов. Они занимаются восстановлением рецептов русской национальной кухни, в частности русских настоек, среди которых немало и безалкогольных. Всё это интересно и нашим российским туристам, и зарубежным гостям России.

А могут ли предприятия народных художественных промыслов быть не просто производителями, но также и некими центрами притяжения для туристов?

— Да, безусловно. Промышленный туризм – это сегодня очень интересное направление туристической отрасли, которое стремительно развивается во всем мире. А в нашей стране достаточно индустриальных объектов, имеющих свою историю. Кстати, по результатам наших двух поездок в Ивановскую область в город Шуя, мы подготовили эксклюзивную программу промышленного туризма для двух предприятий города.  Это завод «Шуйская водка», который никогда не закрывался и в прошлом году он отмечал своё 120-летие. И предприятие «Шуйские ситцы», которое сегодня входит в десятку экономико-образующих предприятий легкой промышленности. Это только один из примеров. В целом мы в плане туризма готовы содействовать нашим предприятиям, деятельность которых отразилась на развитии города, региона, страны. Как у Дирекции творческих проектов Фонда Росконгресс, так и у Продюсерского центра «РК-АРТ» есть серьёзные планы на взаимодействие с Минпромторгом РФ в этом вопросе. В том числе, всего, что касается освещения жизни предприятий народных художественных промыслов.  

Мы уже ведём эту работу в рамках нашего проекта «Своими глазами». Он относительно новый, но его уже можно считать успешным. В увлекательной форме трэвел-блога мы рассказываем о регионах России, о предприятиях, богатых историей, памятниках старины, исконно русских традициях, дошедших до наших дней, новых туристических точках. О возрождении некогда утраченного культурного богатства и одновременно появлении новых арт-объектов и достопримечательностей. Причём мы стремимся рассказывать не о том, что знают все – например, не просто об узнаваемой архитектуре Владимира и Суздаля. Мы ищем туристические жемчужины, о которых сейчас мало, что известно. И прилагаем все усилия, чтобы люди увидели и осознали: по России можно и нужно путешествовать, открывать интересные места, узнавать новое о своей стране и регионах.

А что нового лично вы почерпнули в ходе проекта «Своими глазами»?

— Узнала, что «Гжель» изначально была цветной. Несмотря на то, что весь мир знает «Гжель» как бело-голубую роспись, на самом деле она стала такой только после Второй мировой войны. Тогда народное хозяйство переживало тяжёлые времена, и кобальт, дающий синий пигмент, как самый доступный краситель начал использоваться в производстве. Поэтому все мы – люди, выросшие после Великой Отечественной войны, – знаем нашу легендарную гжель только бело-голубой. Отрадно, что сейчас на заводе «Объединение «Гжель» (ГК «Народные художественные промыслы») работают художники, которые возвращают цветную роспись. Надеюсь, в скором времени мы увидим это возрождение традиционной русской росписи по керамике.

Также уверена, что в скором времени мы обновим свой взгляд на Волховскую и Шугозерскую росписи. К сожалению, в последние годы они редко упоминались, но именно такая роспись относится к традиционно российским народным промыслам, поэтому заслуживает не меньшего внимания и популярности, чем известная всему миру Гжель.

В конце марта вы вместе со съемочной группой продюсерского центра «РК-АРТ» – креативной платформы Фонда Росконгресс ездили в Ленинградскую область, где как раз высоко оценили работу волховских художников. Можете подробнее рассказать об этом?

— Ленинградская область – уникальный регион России с богатейшим историческим наследием, природными красотами, уникальными производствами. Мы с радостью открываем для себя и для российских туристов Волховский район – интереснейшее и пока недооцененное с точки зрения туризма место, недаром сейчас разрабатывается новый туристический концепт «Троеградие», который будет представлен в рамках ПМЭФ-2021. Что касается народных художественных промыслов, то это драйвер туристического развития российских регионов. Мастера ООО «Волховская роспись» воссоздают изделия и традиционные орнаменты полузабытой росписи по дереву, известной с XIX в. в поселениях на берегах реки Волхов. А неваляшка предприятия «Волховская роспись» – настоящий символ роста. Мы будем развивать сотрудничество с этим и другими предприятиями, продвигать интересные проекты и рассказывать о возрождении русских традиций. Это станет вкладом в развитие туризма внутри страны.

Нам известно, что в рамках проекта «Мир своими глазами» осуществляется ещё и социальная помощь нуждающимся. Можем узнать подробности?

— Когда мы ездили в Вологодскую область, то посещали детские дома в городах Великий Устюг и Тотьма. Это было накануне Нового года, и мы подарили ребятам сладкие новогодние подарки, обучающие и развивающие игры, энциклопедии. Таким образом, внесли свой скромный вклад в образование детей, а образование – самый важный аспект государственной политики, я считаю. В Ивановской области были в детском доме города Шуя– замечательном учреждении, где при активной деятельности директора практически все воспитанники обретают семьи. Когда были в Костроме, от Фонда Росконгресс и Продюсерского центра «РК-АРТ» передали подарки детскому саду №21, где воспитываются дети с нарушениями здоровья.  По мере своих сил мы стараемся радовать детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, и всегда помогаем, если можем помочь.

Подготовлено: Ксения Ширяева



http://mirziamov.ru