Общественная платформа «Регионы России – устойчивое развитие» в рамках своей деятельности, направленной на формирование эффективной экономической политики в России и ее регионах направила запрос в министерство экономического развития России с просьбой конкретизировать, какие сейчас применяются механизмы для развития.

В своем ответе министерство подробно ответило на запрос. Приводим ниже ответ. Надеемся, эта информация станет полезной для наших читателей, среди которых много представителей власти и бизнеса.

Расшифровка:

Департамент регионального развития Минэкономразвития России в рамках
своей компетенции рассмотрел Ваше обращение по вопросу Единого механизма
поддержки инвестиций в субъектах Российский Федерации и сообщает.
На территории Российской Федерации осуществляется поддержка
предпринимательской деятельность с помощью инструмента особых экономических
зон (ОЭЗ). В настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ
на территории Российской Федерации функционируют 42 ОЭЗ 4 типов с широкой
географией расположения:
– 23 ОЭЗ промышленно-производственного типа (в Республике Татарстан,
в Чеченской Республике, в Тульской, Липецкой, Самарской, Свердловской,
Смоленской, Псковской, Калужской, Астраханской, Воронежской, Орловской,
Владимирской, Московской (3 ОЭЗ), Нижегородской, Омской, Новгородской,
Ивановской и Оренбургской областях, Республике Башкортостан, Красноярском
крае);
– 7 ОЭЗ технико-внедренческого типа (в г. Москве, г. Санкт-Петербурге,
г. Томске, г. Дубне Московской области, городском округе Фрязино Московской
области, Республике Татарстан и в Саратовской области);
– 10 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (в Иркутской и Тверской областях,
Алтайском крае, Республике Бурятия, а также создан кластер на территории СКФО:
в Республике Ингушетии, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино Балкарской Республике, Чеченской Республике, Республике Дагестан и Республике
Северная Осетия – Алания);
– 2 ОЭЗ портового типа (в Ульяновской, Астраханской областях).
Из многообразия режимов, пожалуй, ОЭЗ обладают необходимой
универсальностью для использования практически на территории любого региона.
Для ОЭЗ нет привязки к конкретному субъекту, федеральному округу
или стратегически значимой территории. Также нет ограничений по направлениям
деятельности резидентов или социально-экономическому состоянию территории где
она создается.
В целях стимулирования создания (развития) регионами инфраструктуры
для реализации на их территории инвестиционных проектов действуют механизмы
инфраструктурной государственной поддержки (включая механизм
реструктуризации бюджетных кредитов, механизм инфраструктурных бюджетных
кредитов)
Еще одним инструментом поддержки являются территории опережающего
социально-экономического развития (далее – ТОР) в моногородах, которых
по состоянию на 10 ноября 2021 г. создано 92.
В настоящее время инструмент ТОР является наиболее привлекательным
для инвесторов ввиду предоставления резидентам ТОР существенных льгот
и преференций: снижение платежей по страховым взносам в 4 раза; снижение
ставки по налогу на прибыль, освобождение от уплаты по земельному налогу
и налогу на имущество.
ТОР создаются в целях формирования благоприятных условий
для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического
развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности
населения.
Также стоит отметить оценку эффективности деятельности высших
должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов
государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – оценка
эффективности деятельности), проводимую Минэкономразвития России
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г.
№ 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц
(руководителей высших исполнительных органов государственной власти)
субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации», как механизм стимулирования по достижению
национальных целей и задач, определенных Указом Президента Российской
Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года».
Оценка эффективности деятельности проводится Минэкономразвития России
ежегодно, результаты представляются в Правительство Российской Федерации
для дальнейшего доклада Президенту Российской Федерации.
В части финансирования проектов из Фонда национального благосостояния
(ФНБ) Департамент регионального развития Минэкономразвития России совместно с профильными федеральными органами исполнительной власти прорабатывает
перечень, а также параметры финансирования проектов с использованием средств
ФНБ.
Учитывая актуальность и значимость данного вопроса, Департамент
регионального развития Минэкономразвития России благодарит за предложения
и активный интерес, проявленный к проблемам социально-экономического развития
Российской Федерации