“Лучше меньше, да лучше”. Зачем объединять регионы и почему это может быть опасным?

Материал выражает мнение автора, редакция может не разделять эту позицию

Главный редактор “Регионов России” Ольга Чернокоз об объединении Архангельской области и Ненецкого автономного округа, федерализме и наследии СССР.

Идея поделить Россию на 5-7 крупных территориальных образований не нова. Кое-что в этом направлении даже удавалось сделать в начале 2000-х, впрочем, без особых успехов. На сей раз у власти появилась идея объединить Архангельскую область и Ненецкий автономный округ.

13 мая врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский и врио главы НАО Юрий Бездудный подписали меморандум о намерении объединить регионы. 

Инициаторы заверили, что жители НАО сохранят экономические гарантии. Подчёркивается, что пока речь идёт только о начале обсуждения вопроса. Разговор с жителями будет проведён «довольно быстро, но очень тщательно», а в случае положительного решения переходный период «затянется на год, а может быть, и больше».

Федеральные власти сделали вид, что они не являются инициаторами, постаравшись переложить ответственность на региональный уровень. Так, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявили, что в случае объединения целый ряд регионов получил бы новые возможности для развития. Обозначив таким образом, весьма определенно намерение центра.

Впрочем, иначе быть и не могло, по Конституции Россия является федеративным государством и инициатива должна исходить от регионов — субъекты имеют право выхода, входа в Федерацию, а также объединения. Но мало кто поверит, что два врио губернатора настолько самостоятельны, что могут решиться на такое без поддержки центра.

О том, что наша страна – федеративное государство власти, увы, вспоминают когда нужно решить какие-то проблемы – например, присоединения (или потенциального присоединения) новых территорий. Именно форма федерации позволяет это сделать максимально органично. Как пишет в своей книге “Спящий институт” Андрей Захаров, федерализм в России отсутствует по факту, но не упразднён из Конституции именно по этой причине.

Плохо, что все остальные возможности этого института не используются. Ведь в таком национально и территориально пёстром государстве управлять эффективно можно только с его помощью, считает Захаров.

И вот теперь власть решила воспользоваться ещё одной возможностью федерализма — укрупнить ряд регионов. Зачем?

Как мне кажется, цель — увеличение экономической самостоятельности субъектов, выглядит несколько надуманной. Ведь и сейчас большая часть налогов и других поступлений, собранных на местах, уходит в центр. И лишь потом распределяется через субсидии и дотации по регионам, вовсе не по принципу пропорциональности – кто больше в центр прислал, тот больше получил. Вспомним полностью дотационные кавказские республики, некоторые из них вовсе не так уж депрессивны, при правильном распределении бюджета.

Основной причиной укрупнения видится скорее не экономическая, а политическая цель. Эпидемия коронавируса показала, как в критической ситуации плохо управляется система. Перегибы или наоборот халатность на местах стали возникать то тут, то там. Даже президент был весьма возмущён, что оказывается, его поручения не выполняются (а выполнялись ли раньше?).

И федеральная власть придумала решение – сократить число регионов, чтоб легче было управлять. Вернее, они думают, что будет легче управлять. Конечно, врио подпишут всё что угодно и объединяться с кем угодно. Да и избранные главы субъектов тоже по большей части сопротивляться не будут (потому что знают, кем они на самом деле избраны).

Но даже когда всё это свершится управляемость это не повысит, но создаст другие проблемы, которые могут стать гораздо опаснее. А именно: рост сепаратистских настроений. Насильно лишённые национальной самоидентификации регионы вполне могут стать миной замедленного действия. Ведь не зря советские вожди, тоже далеко не будучи демократами, сохраняли территориально-национальную структуру государства как в границах СССР, так и в рамках РСФСР.

Федерализм им тоже, наверное, не нравился, но, как ни странно, он был непросто на бумаге. Государство работало в федеративной системе. Инициативы и ответственности на местах было больше. Современная Россия с бесконечными сменами моделей управления регионами и игнорированием федерализма как чего-то страшного на этом фоне выглядит как-то не впечатляюще.