«Кризис переживут не все». Елена Цыпилова о том, как построить бизнес, который будет расти даже под гнетом санкций 

Ранним утром в четверг 24 февраля президент Владимир Путин выступил с видеообращением, в котором сообщил о начале военной операции на Украине. С этого момента российские предприниматели живут в состоянии неопределенности: никто не знает, какая отрасль попадет под следующие санкции Запада, однако большинство аналитиков и экспертов сходятся во мнении, что изменения коснутся даже тех, чей бизнес напрямую не сотрудничает с иностранными фирмами. О том, какие компании смогут пережить сложную экономическую ситуацию в стране и после завершения кризиса восстановить прежние показатели, а какие – нет, в своей авторской колонке для «Регионов России» рассказала бизнес-акселератор и основатель успешных проектов в сфере клининга, консалтинга и аутсорсинга Елена Цыпилова.

С середины февраля в бизнес-сфере действительно чувствуется напряженность, в какой-то мере она лишь отражает состояние всего общества. Россияне пока не до конца понимают, как отразится на их жизни падение рубля, запрет на вывод денег без открытия счета с использованием иностранных поставщиков услуг или повышение ключевой ставки. Для того, чтобы оценить, насколько напуганы люди, достаточно посмотреть на очереди к банкоматам – я столкнулась с ними и в Уфе, и в Санкт-Петербурге. Нечто подобное в России происходило и в «черный понедельник» 2014 года – тогда рубль обесценился к доллару на 41%. В обоих случаях паника росла, несмотря на заверения Центробанка, что в России нет проблем с банковскими услугами, все они доступны на территории страны.

Некоторые люди считают, что санкции негативно скажутся лишь на банковской и туристической сферах, а еще повлияют на авиакомпании и логистику, а их не затронут. Однако это не так, изменения почувствует каждый. В первую очередь, не стоит забывать, что работу в России «заморозили»на неопределенный срок зарубежные компании, это значит – огромное количество граждан лишились своей работы. Во-вторых, рост ключевой ставки вызовет рост процентов на ипотечные и потребительские кредиты, у населения будет меньше финансов.

В таких реалиях остро встает вопрос – как предпринимателям пережить начинающийся кризис? Чтобы на него ответить, важно понимать, что сложная экономическая ситуация лишь обнажает недостатки в структуре любой компании. В последние годы пропагандируется подход к оценке эффективности работы сотрудников по методике KPI, более того – теперь при найме на работу HR-отдел оценивает соискателей по схожим критериям. Таким образом, должности занимают действительно потрясающие, с профессиональной точки зрения, специалисты. Но насколько они разделяют ценности компании?

Если мотивация сотрудников строилась исключительно на прямых выплатах за выполнение служебных обязанностей – то малый и средний бизнес рухнет. В случае если компания не только предлагает работникам хороший доход, но и создает в коллективе теплую семейную атмосферу, то справиться с любыми сложностями будет гораздо проще. Мотивированные работники чувствуют заботу о них со стороны руководства и живут с уверенностью в том, что предприниматель будет делать все возможное, чтобы их общее дело развивалось. К таким выводам я пришла после того, как мои компании пережили две ужасные волны пандемии. С 2020 года, несмотря на массовые сокращения в других фирмах, я не уволила ни одного человека. Бизнес партнеры могут предать ради финансовой выгоды, а члены семьи – поддержат друг друга в трудную минуту.