Конституционная роль Госсовета. К чему Путин готовит орган, который всегда называли декоративным?

Что такое Госсовет?

Государственный совет (Госсовет) – это совещательный орган при президенте, который Владимир Путин образовал своим указом в 2000 году «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти». 

Председатель Госсовета – президент России. В состав входят спикеры Совфеда и Госдумы, полномочные представители президента в федеральных округах, губернаторы, а также руководители партийных фракций Госдумы. По решению президента в Госсовет могут быть включены бывшие чиновники и губернаторы (Путин воспользовался этим правом только один раз, когда в 2001 году принял в совет бывшего губернатора Тюменской области Леонида Рокецкого). В полном составе Госсовет заседает один-два раза в год.

У Госсовета есть президиум, в него входят 8 человек, его состав определяет президент.

Какие функции у Госсовета сейчас?

Прежде всего, Госсовет – это консультативный орган, который должен помогать президенту. На заседаниях Госсовета рассматривают вопросы взаимодействия федеральных и региональных органов власти, исполнение законов, указов и распоряжений президента и правительства, законопроекты, в том числе проект федерального бюджета и кадровые вопросы. 

Например, члены Госсовета обсуждали стратегии развития государства на период до 2010 года и до 2020 года, проблемы реформирования ЖКХ, поддержки малого и среднего бизнеса, развития образования.

Как в России появился Госсовет?

Владимир Путин был избран президентом в марте 2000 года, и уже в мае он решил изменить порядок формирования Совета Федерации. В 90-е годы туда входили губернаторы и главы региональных парламентов, которые часто блокировали законопроекты правительства и президента.

С 2000 года главы регионов и заксобраний смогли отправлять в Совфед только своих представителей. Это ослабило верхнюю палату и регионы, губернаторы оказались недовольны. Пришлось искать компромисс, и к сентябрю 2000 года решение нашлось – появился Государственный совет, в который вошли главы всех регионов страны. Основной функцией органа стало обсуждение политической стратегии страны. Госсовет стал заседать в Кремле – это символически повысило статус нового органа. Однако никаких полномочий в решении важных государственных вопросов губернаторы не получили. И это, видимо, вполне устроило Путина, поскольку значимых изменений за прошедшие 20 лет в работе Госсовета не было.

Каким будет новый Госсовет?

Госсовет станет конституционный органом, однако его статус и функции будут определены отдельным федеральным законом. Президент будет формировать Госсовет «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений социально-экономического развития государства».

В чём смысл изменений?

Госсовет окончательно впишут в систему исполнительной власти. Однако никаких конституционных полномочий он не получит – для этого будет отдельный федеральный закон. Это очень удобно для президента в ситуации неопределённости: значит, полномочия легко можно будет как расширить (и добавить Госсовету бесконечно много функций, сделать его фактически центром власти), так и урезать. Все зависит от того, что будет делать Путин после окончания срока полномочий. Если он планирует занять пост председателя Госсовета, то еще во время президентства Путина может появиться федеральный закон, который добавит функций новому органу. В таком случае, даже если главой страны будет не Путин, власть всё равно окажется в его руках. Но усиления роли Госсовета может и не быть, если Путин выберет другой путь и предпочтёт, например, пост спикера Совета Федерации.

Что об этом говорят эксперты?

Политолог Валерий Соловей рассказал изданию «Собеседник.ru», что Госсовет в России может стать таким же мощным субъектом исполнительной власти, как и президент. «Главное во всей этой истории с поправками в Конституцию – это не обнуление президентских сроков, это на самом деле такая же дымовая завеса и спецэффект. Главное – создание Госсовета, создание системы власти на случай недееспособности действующего президента. То есть создание страховочной конструкции. Это и есть Госсовет, который имеет те же функции и полномочия, что и президент», – заявил политолог.

С другой стороны, Госсовет может стать ещё одной палатой парламента. Об этом РИА Новости рассказал руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. «Пока это все прорисовано крупными мазками, то есть детали не прописаны. Но совершенно очевидно, …что Госсовет станет важным органом в системе исполнительной власти, где в регионах председатели Госсовета смогут вырабатывать решения, позволяющие поднять эффективность качества госуправления. Ясно, что Госсовет может выглядеть как своего рода третья палата парламента условно», – сообщил Калачев. По его словам, Госсовет может стать «мостиком» между законодательной и исполнительной властью, органом, в котором руководители регионов могли бы вместе с председателем вырабатывать новые подходы и в региональном развитии, и повышении эффективности и качества госуправления.

Известный государственный деятель, учёный-правовед и соавтор действующей Конституции Сергей Шахрай поделился с изданием «БИЗНЕС Online» опасениями по поводу конституционных изменений. «В результате раздачи новых политических полномочий могут быть последствия по неосторожности. Потому что мы конституировали разные политические группировки. Одни сядут в Госдуме, другие – в Совете Федерации, третьи в правительстве, четвертые – в следственном комитете и прокуратуре. Еще в Государственном Совете. Плюс появился квази-вице-президент. И в результате этих поправок возникает такая банка с пауками. Только лидер отвлекся – начинается возня. Пока он силен и авторитетен, эта возня не имеет значения. Пусть пошалят… Как только лидер ослабевает, эта возня выходит наружу и разрывает государственную власть. А государственная власть – штука хитрая. Я не говорю про власть личности, я о центральной власти, которая требует единства и порядка. Должно быть разделение труда. Например, законы от имени граждан должны писать профессионалы-юристы. А мы каждую веточку, даже Конституционный суд, наделили политическими функциями. Это очень опасно для завтрашнего и послезавтрашнего дня», – заявил учёный.

По словам политтехнолога Аббаса Галлямова, которые приводит BBC, нет никаких оснований создавать из консультативного органа что-то более серьезное в рамках нынешней политической модели. «У нас нет вакуума, который нужно было бы заполнять, все можно решить, перераспределив полномочия внутри существующих органов», – сказал Галлямов. Он предположил, что Путин сам собирается занять место главы Госсовета, потому что других причин формировать такой орган нет. Самым разумным для Путина, пояснил Галлямов, было бы занять существующую позицию – например, спикера Госдумы: она избирается населением, у такого варианта есть задаток легитимности. «Занимая пост лидера «Единой России» и пост лидера Госдумы, Путин мог бы оставаться главным политиком и сохранить свои политические рычаги – а преемникам на посту президента и премьера поручить технические рычаги. Почему он этого не сделал и хочет неизбираемый орган – Госсовет? Потому что он боится идти на выборы. Он не хочет низких рейтингов. Он хочет зависеть от преемника, а не от избирателя», – рассказал политтехнолог.

Анонсированное Путиным усиление полномочий Госсовета может говорить о том, что президент планирует возглавить этот орган после ухода с поста, рассказала РБК политолог Татьяна Становая. Преимущество Госсовета, по словам Становой, заключается в том, что это межведомственный и межуровневый орган власти, который соединяет в одной точке и администрацию президента, и правительство, и региональные власти.

«Чем менее жёстко регламентированы полномочия Госсовета, тем лучше. Впоследствии при помощи федерального закона ему можно будет придать какие угодно полномочия, – рассказал «Открытым медиа» профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов. – Тот совет, который создавался при президенте в составе губернаторов, – сейчас его можно будет заполнить какими угодно людьми, помимо губернаторов, и доверить им какие угодно полномочия, в том числе неограниченные, как это было сделано в Казахстане с Советом безопасности».