Концепция серии круглых столов «Современные мыслители о роковых событиях в истории России: оценка прошлого и настоящего, образ будущего»

В декабре 2022 г. исполняется 200 лет со дня рождения Николая Яковлевича Данилевского, первооткрывателя цивилизационной историософии. Прошло более полутора веков со дня опубликования его главного историософского труда «Россия и Европа». Сегодня можно констатировать, что сбываются многие его прогнозы, в том числе, к сожалению, и негативные.

Прошедший пореформенный период истории России по длительности равен половине исторической жизни Советской России, если рубежом считать апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г., на котором Горбачев объявил курс на «Перестройку». На наш взгляд, настало время после 30-летнего свободного периода развития общественной мысли России подвести итоги, выяснив все точки зрения на причины исторических переломов в истории нашей Родины, дать оценку текущему периоду и обрисовать контуры и сценарии её возможного будущего. 

Этот срок по длительности напоминает период осмысления причин и итогов  революций 1917 г. и Гражданской войны в трудах деятелей русской эмиграции. За прошедший период их идеи вошли в научный оборот и в нашей стране, но вряд ли можно сказать, что мы удовлетворены результатами проведенного анализа. Не менее значимый источник – жития новомучеников, на которые  общество стало обращать внимание после масштабной канонизации на Архиерейском Соборе 2000 г.

В этой связи АНО «Институт русско-славянских исследований имени Н.Я. Данилевского» каждую субботу проводит круглые столы в режиме онлайн по теме «Современные мыслители о роковых событиях в истории России: оценка прошлого и настоящего, образ будущего».

Круглые столы планируется проводить, предоставляя основное время главному докладчику, завершая заседание вопросами и свободной дискуссией. Новизна подхода заключается в том, что мы предлагаем на первом этапе уйти от обычного формата обсуждения общих тем, заданных нам мыслителями прошлого («панславизм», «евразийство», «Москва – Третий Рим», «европоцентризм», «пантюркизм» и т.д.). Мы  хотим предоставить возможность современным учёным, политикам, деятелям культуры и Церкви изложить свои взгляды, отталкиваясь от собственных работ (по сути, презентовать свои труды и своё мировоззрение; ссылки на мыслителей прошлого при данном подходе вторичны).

На наш взгляд, потребность в таком знакомстве с современными творческими «лабораториями» давно назрела, поскольку новые вызовы времени требуют адекватных и самостоятельных ответов. Мы ставим задачу за несколько месяцев провести максимально полную ревизию всех имеющихся в обществе историософских концепций России и представить их на видео и в печатном виде. Очень надеемся, что в результате появится возможность найти пути сближения позиций вплоть до достижения «консенсуса большинства» общества. Решению этой задачи впоследствии будут посвящены тематические круглые столы, темы которых будут определены в результате дискуссии на круглых столах современных мыслителей.

Какие историософские концепции сегодня существуют?

Патриотические точки зрения представлены целой палитрой концепций, и находятся между многими конфликтующими подходами. Один из них основан на  противопоставлении  двух периодов отечественной истории – Советского и Романовского, другой – на противоположных оценках советского проекта, третий – на взаимоисключающих сценарных прогнозах и т.п.

Появляются и псевдонаучные теории, которые отрицают половину календарной истории России, утверждают, что никакой Руси не было, а первичным историческим явлением была Золотая Орда и т.п.

Появляются неоязыческие концепции, которые главной преградой на пути поступательного развития России считают принятие Христианства, или концепции «русского этнического национализма», в недрах которых возникла  идея «Россия для русских».

Широкое распространение и политическую значимость получает евразийская историософская концепция России, которая пытается доказать  «евразийскую» цивилизационную идентичность России, её «родственность», прежде всего, с тюркскими народами.

Либерально-западная точка зрения, самая неоформленная и размытая, но доминирующая в публичном дискурсе, представлена в двух видах. Прежде всего, это позиция, которую Н.Я. Данилевский определил в своем труде «Россия и Европа» как внешний политический патриотизм. Суть его состоит в представлении о России как составной части «европейской» цивилизации. Но при этом ставится задача укрепления политической независимости и государственности. Примером такой политики на практике является исторический период России с Петра I.

Второй формой либерально-западной точки зрения  является чисто «западническая», которая сводит Россию к части «европейской» цивилизации и считает необходимым полную политическую капитуляцию перед Западом с последующим  растворением России в ней как в материнской цивилизации. Из-за своей явной коллаборациониской направленности эта позиция не представлена в конкретных трудах её апологетов, а скрыто проводится в жизнь «пятыми» колоннами вне власти, «шестыми» колоннами во власти и всевозможными «спящими». Но в самом открытом виде апологеты этой формы либерально-западной идеологии действуют в культуре, на телевидении и даже в спорте.

Цель каждого круглого стола, на наш взгляд, должна состоять в уяснении историософского мировоззрения главного докладчика, чему, конечно, может поспособствовать и доброжелательная критика со стороны других участников.

Докладчик, безусловно, полностью свободен в построении своего доклада, но представляется разумным обратить внимание на целесообразность отражения своего мнения по ряду важнейших событий в истории Руси-России, которые повлияли на последующую историю страны тем или иным образом. Исходя из принципа вариативности истории, видится разумным дать оценку нереализованным, но возможным сценариям исторического движения Отечества. На наш взгляд, только при таком подходе можно увидеть глубинные причины роковых событий в нашей истории, дать адекватную оценку прошлого и настоящего, обрести целостный и органичный Образ будущего России, наметить сценарии эволюционного пути движения к нему.

Какие важнейшие события истории России требуют оценки «суда истории», чтобы нам обрести, наконец, свою самобытную национальную идеологию и сформировать стратегию национального развития? Мы надеемся, что в совокупном результате главных докладов и дискуссий всех круглых столов будет дана оценка перечисленным ниже событиям нашей истории:

— Призвание Рюрика славянскими и финно-угорскими племенами Руси Новгородского периода в 9 в.;

— Принятие Христианства Святым равноапостольным князем Владимиром Великим;

— Решение святого благоверного князя Александра Невского об отказе от унии с католиками и подчинении Орде;

— Решение князя Даниила Галицкого о принятии унии с католиками;

— Период Ордынского данничества (татаро-монгольского ига, 1243-1480);

 — Формирование русского централизованного государства и становление самодержавия (15-16 вв.).

— Образование русской формы крепостного права в Московской Руси, при которой «крепкими» государству становились дворяне вместе с крестьянами;

— Раскол в РПЦ при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне;

— Европейская культурная революция Петра I: раскол русского народа на два (русские европейцы в высших сословиях и русское простонародье);

— Освобождение дворян Петром III в 1762 г. с оставлением крестьян в крепостной зависимости; образование западной формы крепостной зависимости; был ли шанс у России начать промышленную революцию в конце 18 в.?

— Необходимость участия России в борьбе против Наполеона. Что получила Россия в результате наполеоновских войн?

— Подчинение национальных интересов России интересам европейских государств в период существования Венской системы международных отношений (1815-1914). Могла ли Россия проводить самостоятельную внешнюю политику в условиях реалий Венской системы?

— Либеральные реформы 1860-70-х гг.: освобождение крестьян, земская, судебная реформы, реформа образования (земские школы), свобода печати…

— Задачи индустриализации страны в конце 19 в. и их выполнение;

— Русско-японская  война 1904-1905 гг. и Первая русская революция 1905-1907 гг.

— Образование первых Советов в 1905-1907 гг: самобытное русское явление образования народной власти снизу вместо официального земства или…?

— Указ о веротерпимости 1905 г.;

— Первая Мировая война и русские революции 1917 г.; возможно ли было России избежать участия в войне?

— Причины Февральской революции 1917 г.; движущие силы;

— Причины Октябрьской революции 1917 г.; движущие силы;

— Причины и долгосрочные последствия Гражданской войны;

— Почему победили большевики? Роль царских офицеров в Красной Армии;

— Поместный Собор 1917-18 гг.;

— Троцкизм и Сталинизм: один или два разных сценария исторического движения России в Советский период;

— Образование СССР: два сценария Сталина и Ленина;

— Индустриализация СССР 1929-1941 гг.;

— Коллективизация сельского хозяйства;

— Всеобщее 7-летнее образование в 1930-х гг.: миф или реальность?

— Причины политических репрессий;

— Причины гонений на РПЦ и другие религии народов страны;

— Причины Второй Мировой войны, ВОВ;

— Кто победил в ВОВ: русский народ, советский народ, Сталин…?

— Были ли прекращены гонения на РПЦ во время ВОВ?

— «Ленинградское дело»: серия репрессий в конце 1940-х – начале 1950-х гг. Причины и последствия;

— Разоблачение «культа личности Сталина» Никитой Хрущевым: причины и последствия;

— Холодная война: причины и последствия; закончилась ли эта война падением СССР?

— Косыгинские реформы 1968 г.: причины отказа от них;

— Брежневский застой: причины и последствия;

— Горбачевские реформы: за и против;

— Развал СССР: причины и последствия;

— Октябрьские события 1993 г.: причины и последствия;

— Положение дел во внутренней и внешней политике России на рубеже 21 в.;

— Решение Ельцина о передачи Верховной власти Путину В.В. на рубеже 2000 г.;

— Оценка положения дел во внутренней и внешней политике России при президентстве  Путина В.В.: экономика; армия и оборонка; денежно-кредитная политика; социальная сфера; образование и культура; местное самоуправление; партийно-политическая система; судебная система; законодательная и исполнительная власти; четвертая власть: СМИ; протестные движения; война в Грузии 2008 г.; Украинская революция 2014 г.: причины и последствия; присоединение Крыма и Севастополя; Донбасс и Новороссия, Русская весна; Сирия; феномен образования в России ЧВК; Карабах; отношения с Турцией, Ираном, Китаем; участие России в структурах ЕС…

Безусловно, докладчики могут по своему усмотрению давать оценки и другим важным событиям истории России, которые мы упустили.

Так же хотелось бы обратить внимание на главную проблему, препятствующую, на наш взгляд, достижению «консенсуса большинства» в формировании национальной идеологии: отсутствие единого историософского языка, категории которого были бы исчерпывающими в отражении реальных общественных явлений и единообразно понимаемы обществом. На наш взгляд, в отношении категориального аппарата требуются ответить на следующие вопросы:

— что такое цивилизация, культурно-исторический тип? Причины зарождения, развитие и отличительные черты цивилизаций.

— к какой цивилизации принадлежит Россия?

— сколько основных цивилизаций было в мировой истории и сколько существует сегодня?

— к какой цивилизации относятся США?

— что такое государствообразующий народ?

— что такое государство?

— что такое гражданское общество?

— что такое либерализм: теория и практика?

— что такое социализм: теория и практика?

— что такое коммунизм: теория и практика?

— что такое феодализм: теория и практика?

— что такое капитализм: теория и практика?

— что такое глобализм (универсализм): теория и практика?

— что такое гражданская политическая нация?

— движущие силы исторического движения цивилизаций?

— этапы исторического движения цивилизаций.

— что такое прогресс?

— что такое русский народ?

— на каком этапе исторического движения находится Россия?

— на каком этапе исторического движения находится Западная цивилизация?

— на каком этапе исторического движения находится Китай?

— существует ли тюркская цивилизация и на каком этапе исторического движения она находится?

Безусловно, данный список категорий и вопросов не является исчерпывающим, может и должен быть расширен в результате работы круглых столов.

Примерные темы тематических круглых столов, предложения по которым просьба давать в процессе проведения круглых столов «Современные мыслители…»:

I. Идеологии

— «Либерально-западная идеология: За и Против»

— «Социализм и коммунизм: За и Против»

— «Евразийская идеология: За и Против»

— «Идеология византизма: За и Против»

—  «Идеология анархизма: За и Против»

— «Неязыческая идеология: За и Против»

— «Идеология панславизма: За и Против»

— «Идеология Православной цивилизации: За и Против»

— «Идеология русского этнонационализма: За и Против»

II. Специальные темы

— «Россия и Запад: вечное противостояние. Возможна ли интеграция нашей страны в западную цивилизацию».

—  «Русский социализм: модель XXI века».

— «Современные геополитические вызовы России. Панславизм и пантюркизм».

—  «Партийно-политическая система современной России: пути реформирования».

— «Русская цивилизация: этнокультурная или религиозная основа. Панславизм и Евразийство».

—  «Значение национальной элиты для обеспечения устойчивого исторического движения нации: проблемы в России с воспитанием национальной элиты в прошлом и настоящем».

— «Местное самоуправление в истории России: прошлое, настоящее, будущее».

— «Проблемы малого и среднего бизнеса в истории России: прошлое, настоящее, будущее».

 Тексты и видеозаписи круглых столов будут размещены на сайтах ИРСИ (http://danilevsky.ru), Российского информационного агентства  «Регионы России» (www.gosRF.ru), Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» (https://partyadela.ru). По итогам планируется издание сборника. После завершения круглых столов онлайн планируется проведение тематических круглых столов офлайн и масштабной конференции на заключительном этапе осенью 2021 г.

В случае невозможности участия того или иного современного мыслителя в круглых столах презентация его  трудов всё равно будет сделана. Так, например, Валерий Расторгуев любезно согласился сделать презентацию темы ««Православная цивилизация» в творческом наследии Александра Панарина».

Сверхзадачей нашего проекта является формирование авторского коллектива для написания научно-просветительских трудов «История России», «Политэкономия»; «Историософия», «Философия»; «История цивилизаций» (названия специально даны в самом общем виде во избежание преждевременных споров).

С уважением: А.В. Буренков, директор АНО ИРСИ им. Н.Я. Данилевского [email protected]