Камчатский край – лидер в развитии туристического инвестиционного потенциала. Об этом говорят данные нового исследования, проведенного ВЦИОМ совместно с Центром развития региональной политики (ЦРРП). Масштабное исследование, посвященное развитию внутреннего туризма, выявило предпочтения граждан относительно перспектив развития региональных туристических направлений. Камчатка вошла в ТОП-10 и ТОП-3 основных рейтингов, которые выявили социальные портреты новых туристов.

В 2019 году число туристических поездок внутри России составило свыше 60 млн. Из них порядка 15 млн — это въездной туризм (из Китая, Казахстана, Украины). Основная часть туристов (около 45 млн) — российские граждане. Число выездных туристических поездок из России составляет около 24 млн. Лидерами по числу туристических поездок россиян за границу являются Турция, Абхазия и Финляндия. Однако отдыхающие там туристы уже в 2020–2021 годах могут при определенных условиях переориентироваться на отдых в России. Согласно данным исследования,  рынок российских туристических услуг пока формируется преимущественно в центральной части России: в Москве и Санкт-Петербурге (до 60% всего рынка туристических услуг), 25% — в крупных городах-миллионниках, еще 10% — в средних по численности населенных пунктах богатого Севера (Сургут, Тюмень, Нижний Тагил и т.д.) и только 5% — в остальных городах и сельских поселениях.

В России имеется существенный потенциал для развития внутреннего туризма: около половины россиян (45%) путешествуют не менее одного раза в год, большинство — по России. Массовое желание путешествовать по России можно рассматривать как один из ключевых факторов, связанных с фиксацией идентичности (язык, ментальность, ландшафт). При этом комфорт и уровень сервиса не являются основополагающими факторами в формировании туристических предпочтений россиян. В отличие от стоимости поездок по России, которая чаще всего не позволяет нашим соотечественникам массово и регулярно их совершать.

В агрегированном рейтинге лидеров Камчатка занимает 9 место – тем самым входит в ТОП-10 наиболее востребованных туристических направлений. При этом многие из участников опроса заявляли, что им недостаточно качественной информации о регионах, их возможностях и особенностях. Эту задачу частично решает событийный туризм (например, фестивали – «День Вулкана» на Камчатке), однако в целом многие перспективные направления по-прежнему остаются белым пятном на карте.

По мнению специалистов, особо важна популяризация российских регионов, их особенностей и достопримечательностей в молодежной среде (через учебные заведения, социальные сети, специальные мероприятия и т.п.). Туристические предпочтения российской молодежи отличаются от предпочтений людей старшего возраста. При этом молодые люди слабо информированы о российских регионах и их туристическом потенциале. При этом исследование ВЦИОМ и ЦРРП показало, что почти половина россиян (49%) путешествуют с целью познакомиться с новыми местами и новыми впечатлениями, например – животным миром. А в этой подгруппе Камчатка и вовсе выбилась в лидеры, заняв 3 место (в ТОП-5), уступив только раскрученным местам вроде Байкала и Алтая (куда часто ездит отдыхать  Владимир Путин).

Инвестиции в туристический потенциал

2019 год стал пиковым годом по числу введенных объектов и реализованных программ по проектным инвестициям в сферу внутреннего туризма на Дальнем Востоке, Юге России и в ряде отдельных регионов, средства вкладывались в строительство новых отелей, разработку маршрутов, услуги по прокату транспорта и специальной техники. В частности, по данным Федерального агентства по туризму, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2019 год пришлась сдача максимального количества туристических объектов. В рамках  данной ФЦП построено инвестиционных проектов в общей сумме на 87 млрд руб., в том числе 23 млрд руб. из бюджетных средств и 64 млрд руб. — из внебюджетных источников. В 2019 году подписано большое число новых инвестиционных соглашений на общую сумму свыше 150 млрд рублей — только один горнолыжный парк «Три Вулкана» на Камчатке оценивается инвесторами более чем в 50 млрд рублей. При этом Китай намерен вложить до 70 млрд рублей в строительство аналогичных комплексов на Дальнем Востоке.

За последние пять лет нам не удалось серьезно увеличить число путешественников по России, за исключением роста объема продаж на традиционных «морских» направлениях. Число россиян, отдохнувших в Крыму, в 2019 году достигло 7,5 млн человек (на 9% больше, чем годом ранее). То есть показатели превысили пиковые 6,1 млн отдохнувших еще в украинском Крыму в 2012 году. По данным Ростуризма, в Краснодарском крае число туристов достигло 18 млн человек, то есть показатели выросли почти на 5 млн за 5 лет.

«Терра инкогнито» остаются более 90% всей остальной части страны. По данным Ростуризма, только Москва и Подмосковье, Краснодарский край, Санкт-Петербург и Крым имеют показатели, выходящие за пределы 10 млн туристов в год. Для других территорий, обладающих несомненным туристическим потенциалом (например, Алтай, Камчатка, Карелия) данный показатель иногда не превышает и 2 млн человек. Такая ситуация может быть вызвана разными факторами — от недостатка финансовых вливаний и скудности инфраструктуры до ментальных или социально-демографических особенностей разных категорий туристов.

Туристический сектор – как основа экономики

Рост туристического сектора российской экономики — условие создания новых рабочих мест в малом и среднем бизнесе. Туризм стимулирует развитие смежных отраслей экономики, таких как транспорт, торговля, народный промысел, строительство и т.д. Доля туризма в национальном доходе Германии превышает 5%, Франции — 10%, Италии — почти 20%. В нашей стране эта доля колеблется пока на уровне 2–3%.

Природное и климатическое разнообразие российских регионов позволяет развивать практически все виды туризма, такие как пляжный, культурно-познавательный, круизный, экологический, сельский, активный, приключенческий, а также оздоровительный. По оценкам Всемирной туристской организации (UNWTO), по природному и культурному туристическому потенциалу Россия занимает пятое место в мире, но по уровню конкурентоспособности находится в конце списка. Сегодня регионы РФ все активнее включаются в борьбу за внутреннего туриста. Растет запрос на содержательные решения в области создания работающих брендов с фокусировкой на внутренний рынок. Положительную динамику внутреннего туризма можно ожидать в случае развития региональных событий-магнитов, рассчитанных на привлечение турпотока. Страну охватывает волна гастрофестивалей, исторических реконструкций, появляются музыкальные и спортивные ивент-бренды. И Камчатка занимает здесь лидирующие позиции, не только среди регионов ДФО, но и по всей России. Не зря второй год подряд Камчатка признается лидером роста в Национальном рейтинге инвестиционного климата, который был составлен Агентством стратегических инициатив (АСИ)по итогам 2017 и 2018 года и представлен на ПМЭФ, где Камчатка вошла в ТОП-30 регионов с наиболее высоким уровнем инвестиционной привлекательности. Туризм – один из ключевых факторов инвестиционного роста, а в 2020-2021 гг. в крае ожидается еще большей рост в туристическом секторе, что будет связано с открытием новых отелей и курортов.