Несмотря на финансовый кризис и пандемию, эксперты прогнозируют в 2020-2021 годах рост экономики в Камчатском крае, что связано с введением в работу новых объектов и притоком инвестиций.  Так, Камчатский край многократно перевыполнил показатели по объему инвестиций и созданию рабочих мест, запланированные при создании ТОР «Камчатка», а это значит, что безработица и падение уровня доходов не должны затронуть регион.

Финансовый кризис отразится на Камчатке в меньшей степени, так как все основные шаги были предприняты регионом еще в 2017-2019 гг., таково мнение специалистов. Как заявили представители Корпорации развития Дальнего Востока, ТОР «Камчатка» многократно перевыполнила заданные показатели, вместо  планируемых 27,75 млрд рублей инвестиций и создание 2456 рабочих мест, резиденты уже вложили 11,955 млрд рублей и создали 3778 рабочих мест, а всего объем инвестиций составит 120,6 млрд рублей и 7962 новых рабочих мест. На сегодняшний день этот план многократно перевыполнен. Статус резидентов ТОР получили 98 предприятий. Три наиболее крупных проекта – это строительство угольного разреза на Крутогоровском месторождении компанией «Фар ИстернНэйчэрлРисорсис», создание курорта «Парк Три вулкана» и строительство морского перегрузочного комплекса СПГ компанией «НОВАТЭК».

«Регион с наиболее высоким потенциалом – Камчатский край», – считает директор Центра развития региональной политики ЦРРП, Илья Гращенков. – Развитие СМП открывает для Камчатки широкие возможности по развитию инфраструктурных и транспортных проектов. Порт на Камчатке станет главной базой по перевозке российского СПГ в страны АТР. Но не только СПГ, планируется развитие и других перевозок между Европой и странами АТР, поэтому сегодня в Камчатку готовы инвестировать все, от США и ЕС до КНР и других стран Азии и Востока. С развитием проектов, появятся новые рабочие места, дороги. По СМП пройдет большая часть дальневосточных лососевых, будут реализованы многочисленные проекты по разведению и добыче рыбы и морепродуктов. Кроме того, Камчатка – обладает колоссальным туристическим потенциалом, который можно будет раскрыть в рамках реализации иных проектов, при помощи строительства дорожной сети, аэропорта и т.д. Мы фиксируем большой интерес к Камчатке, недавно провели совместное исследование по туристическому потенциалу совместно с ВЦИОМ, а значит, что даже кризис и пандемия коронавируса не помешают инвесторам продолжить слаженную работу на данном направлении».

ТОР «Камчатка» является самой многочисленной из всех дальневосточных территорий опережающего развития. Крупные проекты реализуются в туристской, рыбоперерабатывающей и промышленной отраслях. Распространение на территорию Камчатского края особых правовых режимов ТОР значительно повысило инвестиционную активность в субъекте. Это отмечают и эксперты АСИ, которые в 2019 году присвоили Камчатскому краю 28 место среди всех субъектов РФ, тем самым включив регион в ТОП-30 обладающих наибольшей инвестиционной привлекательностью. По мнению главы ВЦИОМ Валерия Федорова, важную роль в формировании благоприятного инвестиционного климата в регионе играет Корпорация развития Камчатки как «самый эффективный инструмент привлечения инвестиций». «Камчатка выглядит лучше, на фоне соседних регионов, думаю, что для инвесторов очень важно, что есть такой инструмент, который помогает зайти в регион и берет на себя риски по продвижению бизнеса», – сказал Федоров.

С тех пор как начал действовать режим территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивостока (СПВ), прошло более пяти лет, за это время в два десятка созданных зон и СПВ было привлечено инвестиций на 440 млрд руб. Эти режимы дают преимущество по налоговым льготам по сравнению с другими крупными зонами в АТР, однако на Дальнем Востоке инвесторы по-прежнему сталкиваются с нехваткой инфраструктуры и дефицитом кадров. Камчатка одним из первых среди субъектов ДФО решило эти проблемы, показатели в данных направлениях – растут по сравнению с соседним Приморьем, Сахалином и Амурской областью.

Напомним, что ТОСЭР появились после принятия соответствующего закона в 2014 году. Первые зоны начали функционировать в 2015 году, тогда же, в сентябре, прошел и первый ВЭФ, на котором новые льготы были представлены российским и зарубежным инвесторам. Всего на Дальнем Востоке было образовано 18 ТОР, затем появились еще две зоны — «Забайкалье» и «Бурятия», после того как два одноименных региона вошли в состав ДФО.

Параллельно с 2015 года действует и режим свободного порта Владивосток, который теперь распространен на 22 муниципалитета пяти регионов РФ, включая все ключевые порты юга Дальнего Востока: от Зарубино до Находки, а также международный аэропорт Владивосток и портовые зоны в других регионах (включая Камчатку, Сахалин, Чукотку и Хабаровский край). Здесь, помимо налоговых льгот, инвесторы получили возможность привлекать иностранную рабочую силу без ограничений по квотам, а также применять процедуру свободной таможенной зоны, то есть ввозить товары без уплаты пошлин при условии их переработки и экспорта.

Суммарный объем заявленных инвестиций компаний, зарегистрировавших свои проекты, гораздо выше — 3,2 трлн руб. На Дальний Восток удалось привлечь более 600 млрд руб. частных инвестиций, из которых 80% — российские, сообщил на прошедшем в сентябре ВЭФ-2019 вице-премьер Юрий Трутнев. Также теперь на долю Дальнего Востока приходится больше четверти прямых иностранных инвестиций в РФ, хотя пять лет назад этот показатель составлял 2%. Сегодня Минвостокразвития фиксирует, что среди всех особых территорий ТОР «Камчатка»  – безусловный лидер, перевыполняющий план более чем в два раза.

Впрочем, помимо привлечения новых инвестиций непосредственно резидентами зон важной целью запуска особых режимов должно было стать и улучшение инвестклимата в регионах округа. По данным национального рейтинга, составляемого четверкой деловых объединений (РСПП, ТПП, «Деловая Россия» и «Опора России») и Агентством стратегических инициатив (АСИ), на 2019 год лишь Камчатка и Якутия входят в ТОП-30 (баллы выставляются по четырем блокам: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства). Якутия за год показала максимальный рост показателей, поднявшись с 52-го на 22-е место, а Камчатка в последней версии рейтинга заняла 28-е место (два года назад она была 66-й), среди аутсайдеров – Хабаровский край, который остается лишь на 73-й позиции из 81.

Почти все ТОР располагаются не на одной площадке, а на разных участках, в некоторых случаях находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Это объясняется готовностью властей пойти навстречу инвесторам и распространить действие льгот на площадки, где планируется реализовать проект.

Условия, предлагаемые инвесторам на дальневосточных территориях опережающего развития, выгоднее, чем в особых экономических зонах как в России, так и странах АТР. По налогу на прибыль в ТОР и СПВ применяется нулевая ставка в течение первых пяти лет, 12% — в последующие пять лет. При этом сейчас рассматривается предложение Минвостокразвития о введении единой ставки 7% на весь срок реализации проекта. На пять лет обнулены также налоги на землю и имущество.

Однако в азиатских зонах у инвесторов есть доступ к логистическим сервисам. По словам инвесторов, для Дальнего Востока важной проблемой остается недоразвитость как социальной, так и транспортной инфраструктуры. При этом у инвесторов лишь в нынешнем году появилась возможность строить инфраструктуру самостоятельно, а затем получать компенсацию.