«Как в кино!»: Что ожидает российский кинематограф в новой реальности?

Большие города, пустые кинозалы. Все начинать сначала? Перефразируя слова, ставшие уже классикой в сегменте отечественного кино (а точнее — классикой российских саундтреков), задаешься вопросом, что ждет российский кинематограф в нынешних условиях, когда прокат зарубежных картин в России остановлен, международные проекты с участием российских кино-команд заморожены или отменены, а отечественное кино запуталось в предлагаемых направлениях. Разберемся вместе.

Пустые кинозалы

В Ассоциации владельцев кинотеатров заявили, что в ближайшие два месяца более половины российских кинотеатров могут закрыться. Все дело в недостатке репертуара. Крупные западные студии запретили прокат своих картин в РФ, а снять столько российских картин, чтобы было возможно заполнить ими все сеансы — не представляется возможным.

Запрет на прокат своих картин в РФ ввели сразу несколько зарубежных компаний: Walt Disney Company, Sony, а также Warner Bros. Главная причина — специальная военная операция России на Украине. Это тот случай, когда российская киноиндустрия начала страдать не только от внутренних проблем, но и от внешних (наконец-то, можно все свалить на Запад).

Известно, что самый большой поток зрителей в кинотеатры происходил именно в те моменты, когда в широкий прокат выходили мировые блокбастеры, как правило, производства США или Европы. И именно запрет на их показ поставил всю российскую киноиндустрию в тупик: кинотеатры не знают, как выживать, киностудии — что и как снимать, чтобы в короткие сроки возможно было заместить объем фильмов, резко ушедших из проката, а руководящие структуры, финансирующие кинопроизводство в стране, не до конца понимают, на что выделять деньги, чтобы и «отбивать их получалось», и повестки нынешней придерживаться.

Но больше всего в данной ситуации страдают кинотеатры.

«События февраля и марта 2022г. драматическим образом изменили индустрию российского кинопроката. Падение показателей марта 2022г. к марту 2021г. составило 44% по сборам и 49% по зрителям. По состоянию на 05.04.2022г. в России работало 3997 кинозалов. По состоянию на 18.04.2022г. – 3633. Таким образом к середине апреля закрытыми оказались 36,4% кинозалов в стране. Критический недостаток репертуара в ближайшие 2 месяца повлечет за собой падение выручки кинотеатров более, чем на 80% и приведет к закрытию минимум 50% кинозалов», — сказано в заявлении ассоциации владельцев кинотеатров.

И пока в Министерстве Культуры думали, как правильно действовать в таком случае, сами кинотеатры и дистрибьюторы предпринимали хоть какие-то попытки к привлечению зрителей в залы: ретроспективные показы фильмов Балабанова, Тарковского, Рязанова, прокат фильмов производства дружественных России стран — Индии и Кореи… Все это не привело ни к чему, ведь смотреть в кино то, что каждый зритель видел уже не единожды, а тем более платить за это деньги при наличии возможности найти того же «Брата» в Интернете — проигрышная тактика для кинотеатров. Все эти небольшие решения охватывают крайне маленькую группу людей среди синефилов.

В отрасли надеются, что государство начнет системно поддерживать не только российское кинопроизводство, но и кинотеатры, поскольку если они закроются, то и показывать наши фильмы будет негде. Что забавно и парадоксально, 4 мая премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что Правительство РФ направит дополнительно 5,5 млрд рублей на производство отечественных фильмов. Таким образом в текущем году киноиндустрия получит более 14,5 млрд рублей. Но данное финансирование касается конкретно производства кинокартин и никак не относится к кинотеатрам.

«Где фильмы, Зин?»

Михаил Мишустин

Хорошо. Отечественным кинопроизводителям сложившаяся мировая ситуация дала некий карт-бланш, ведь исчезла та сама пресловутая конкуренция с Западной киноиндустрией. Но… «Где фильмы, Зин?»

Абсолютно невооруженным глазом видны настроения и цели российской власти — патриотическое воспитание. Но когда ты как зритель приходишь в кинотеатр и из 10 афиш, висящих на стенах, 9 — это анонсы очередного военного фильма, то желание насладиться легкой ни к чему не принуждающей картиной резко куда-то исчезает. Будучи окруженными новостной повесткой, «диванными войсками» в Интернете, выясняющими, кто прав, а кто — нет, зрители предпочтут сходить на простую комедию, чтобы хоть немного расслабится за стенами своей квартиры. Но вместо этого они наткнутся на вал картин, желающих снова напомнить им об ужасах войны, или на развлекательное полотно крайне низкого качества.

К примеру на фильм «Отчаянные дольщики», который сейчас можно посетить практически в любом кинотеатре. Да, отечественный фильм, который входит в пятерку лидеров среди показываемых в настоящий момент картин, но отзывы на сайтах лишь подтверждают, что в список фильм попал отнюдь не из-за качества и содержания, а лишь благодаря отсутствию большого кино-ассортимента в кинотеатрах.

Отзывы зрителей на сайте afisha.ru (пользовательские орфография и пунктуация сохранены):

  • «Ушли через 15 минут после начала. Нормальные и тем более люди даже с маломальским воспитанием и самоуважением, никогда не будут смотреть или слушать такое»;
  • «Ушёл через минут 20 после начала, шутки высосаны из пальца, сценарий оттуда же. Операторская работа — хорошо. Походу вместе со всем происходящим пришло время низкобюджетных и низкосортных фильмов»;
  • «Не имеет глубокий смысл, даже посмеяться сложно будет, слишком плоский…»;

Если на кинопроизводство Правительство выделяет дополнительное финансирование, то сам собой возникает ряд вопросов: «А куда идут деньги? Снимается ли сейчас хоть что-то качественное? Когда мы увидим результат того, что Российское кино утирает нос Западному?»

Сам Премьер-министр Мишустин заявил, что дополнительное финансирование позволит запустить в производство десятки новых проектов.:

«Среди них будут полнометражные большие картины для массовой аудитории, для семейного просмотра, неигровое кино, короткометражки. За счет этих средств будут сняты дебютные работы начинающих режиссеров, которые только заканчивают свое образование в вузах. Я уверен, что новые российские картины найдут своего зрителя, в том числе среди молодежи».

Правильно говорите, Михаил Владимирович, да только такими общими фразами, которые мы слышим каждый год, заглядывая на очередное заседание, связанное с распределением бюджетов на кинопроизводство.

Уж лето близиться, а кинематографа все нет!

Думаю, что зрителям остается только ждать, когда киностудии и продюсеры начнут осваивать данные им средства и приступят к съемкам, только вот это дело это может растянуться на несколько лет, ведь в среднем на съемку одного среднестатистического развлекательного отечественного фильма уходит от 3 до 6 месяцев. Про более тяжелые и эпохальные картины говорить и не стоит. Фильм «Викинг» с бюджетом более чем 1,2 млрд. рублей находился в производстве 7 лет. Рейтинг на Кинопоиске — 4,5. Маловато, для столь эпохального полотна.

Также маловато сил прикладывается к развитию киноиндустрии в стране, ведь дело не во вливаемых бюджетах, а в кадрах, целях и мотивации.