Инвалиды в российских госзакупках: реальность и необходимые реформы

Эксперт Минюста России по антикоррупционной экспертизе Дмитрий Тортев: «Существует реальная угроза превращения организаций инвалидов из производственных в торговые дома, не имеющие устойчивых связей с материнской организацией и ее членским составом, не подотчетных непосредственно инвалидам»  

В мире насчитывается более миллиарда человек с инвалидностью. В России живут больше 12 миллионов инвалидов (а в целом проблема касается 23% российских семей). Оплачиваемая работа, по данным исследования Института социального прогнозирования и анализа РАНХиГС, есть только у 16% из них, а 10 миллионов человек остаются за бортом легальных трудовых отношений. До недавнего времени единственным механизмом гармонизации этого дисбаланса было квотирование рабочих мест (на федеральном уровне — в организациях, где работает более 100 человек, дополнительно могли устанавливаться региональные квоты при численности работников от 35 человек).

В 2019 году Минтруд анонсировал пилотный проект: поскольку квоты администрировать и контролировать сложно, было предложено в нескольких регионах на период 2020-2025 годов ввести для организаций компенсационную выплату. Ее размер при невыполнении квоты должен составлять прожиточный минимум — федеральный или региональный, в зависимости от того, какой окажется выше. Средства, аккумулируемые от таких выплат, должны поступать в региональные фонды содействия трудоустройству инвалидов. Оттуда они будут распределяться на организацию профессионального обучения инвалидов, создание и оборудование специальных (дооснащенных) рабочих мест, организацию стажировок инвалидов и другие профильные расходы. Подразумевается, что эти меры если и не создадут значительного количества новых рабочих мест, то как-то помогут адаптировать существующие либо дадут возможность инвалидам получить новые профессиональные навыки.

Видится, что прогнозируемые изменения в мерах ответственности работодателей вряд ли напрямую спровоцируют естественный, органический рост трудоустройства инвалидов, поскольку промежуточное звено в виде фонда влечет за собой сходные по масштабу сложности администрирования и прослеживания целевого расходования компенсационных средств. К тому же, по состоянию на конец 1 квартала 2021 года в публичном поле не было каких-то сообщений, можно ли признать годичный пилот удавшимся или нет, а также каковы итоги проекта за первый год в твердых цифрах.

Отсутствие какой-то внятной политики трудоустройства людей с ограниченными возможностями и, шире, поддержки работодателей, занимающихся столь сложной проблемой, имеет ряд далеко идущих негативных социальных и экономических последствий. В таких семьях повышается ситуативная и личностная тревожность, в них зачастую негативный психологический климат, повышенная конфликтность, низкая сплоченность, неоправданное чувство вины и беспомощности. Нередки чувство эмоционального истощения, недостаточности семейных ресурсов, присутствуют патологизирующие стили семейного воспитания. И вообще отсутствие возможности работать, давать работу другим, обеспечивать себя и свои семьи влекут более низкий уровень образования в целом, худшую производительность труда, утрату мотивации и способностей к труду и самостоятельной деятельности.

Приходится признать, что в такой сложной проблеме, как инклюзия людей с ограниченными возможностями в рынок труда и в экономику вряд ли можно рассчитывать на естественный рост, даже подкрепленный созданием новых административных структур и перспективами небольших компенсационных выплат работодателям. Одним из инструментов дирижистского роста занятости инвалидов должно стать совершенствование практики участия организаций инвалидов в госзакупках, которое не потребовало бы значительных изменений в имеющейся нормативной базе.

В настоящее время Закон о контрактной системе определяет, что федеральным организациям инвалидов (и созданным ими организациям) предоставляется ценовая преференция в размере до 15 процентов в случае, если вид закупаемого товара содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги».

В момент разработки действующей нормативной базы участия организаций инвалидов в госзакупках предполагалось, что при сохранении существующего невысокого уровня конкуренции организация инвалидов, принявшая участие в закупке, будет выигрывать за счет преференциального повышения цены у других участников. Текущая реальность изменилась: среднее количество заявок, подаваемых на участие в закупке, составляет, согласно отчетам Минфина России, 3,42. А в лотах под преференцией организациям инвалидов, особенно в столичных регионах, зачастую заявляются и 5, и 10, и 20 участников закупки. При этом такая избыточная конкуренция происходит в ситуации переусложненности системы госзакупок, наличия значительного количества нюансов, для которых нужны подготовленные специалисты, а иногда требуется и опыт работы компании (к примеру, для обеспечения исполнения контрактов).

Первая проблема — это архаичность перечня товаров, при закупках которых организации инвалидов получают преференции. Гренки и галеты в перечне постановления Правительства № 341 соседствуют с неткаными материалами, занавески — с памятниками из гипса.

Перечень создавался и дополнялся на основе имевшейся производственной базы организаций инвалидов, оставшейся с советских времен. Правительство оценивало на момент создания постановления, что валовый объем производимой под преференцию продукции должен составлять сумму около 5 миллиардов рублей, а количество занятых в производстве — порядка 7000 инвалидов. Объем реализации в рублях легко оказался перекрыт, но не за счет произведенной инвалидами продукции, а в результате редистрибьюции промышленных товаров определенных групп, в частности, предметов гигиены и ухода. При этом по данным открытой отчетности у поставщиков, аккумулирующих на себе преобладающий объем реализации преференциальных товаров, количество сотрудников редко превышает десяток человек (а выполняется ли норматив по доле ФОТ, приходящегося на инвалидов, вообще сказать невозможно, так как эти данные не являются открытыми).

Представляется необходимым расширить перечень поставляемой организациями инвалидов продукции, включив туда профильные товары: технические средства реабилитации, специальное лечебное питание, назначаемое при инвалидизирующих заболеваниях, средства индивидуальной защиты, производимые организациями инвалидов, ортопедические товары, товары «доступной среды» для инвалидов, средства передвижения (включая специализированные автотранспортные средства), тренажеры, малые средства реабилитации. Участие инвалидов в решении важнейших проблем несоответствия и отсутствия доступной среды, доступных коммуникаций, а также доступных услуг явилось бы фундаментальным фактором, который снизил бы имеющееся неравенство.

Вторая проблема, которая требует решения — это угроза превращения организаций инвалидов из производственных в своего рода торговые дома, не имеющие устойчивых связей с материнской организацией и ее членским составом, не подотчетных непосредственно инвалидам, состоящим в общероссийской инвалидной организации. Преференция не должна структурно решать проблему избыточного пополнения бюджета коммерческих структур организаций инвалидов за счет перепродажи товаров, она предназначена для организации и оборудования специализированных рабочих мест. В этой связи целесообразно изменить механизм предоставления преференции и жестко увязать его с наличием у организации собственных производственных мощностей, штата трудоустроенных инвалидов, а также импортозамещающим производством товара.

Сложнейшая ситуация на рынке трудоустройства инвалидов не должна превращаться в лотерею на рынке госзакупок, где одни инвалиды выигрывают за счет десятков других, поэтому в действительности назрела необходимость точечной корректировки нормативной базы в этой части. Тем более, труд инвалидов покупается по гораздо более низким ценам, чем среднероссийская оплата труда, а целью политики поддержки инвалидов в госзакупках не могут становиться очередные успехи в поставке товаров крупных производственных холдингов, не имеющих к инвалидам никакого отношения.

Дмитрий Тортев стал победителем VII Конкурса журналистов «Государственные, муниципальные, корпоративные закупки» XVI Всероссийского Форума-выставки «Госзаказ».

Для связи с автором: [email protected], Telegram: @dima_um.