После вынужденного большого перерыва состоялись первые, долгожданные гастроли Уральского филармонического оркестра. В прошлый раз оркестр выступал в Москве и Санкт-Петербурге в январе-феврале 2020 года.

Спустя год концерты оркестра состоялись в тех же залах и вновь – с овациями. На гастроли отправились с программой произведений Дмитрия Шостаковича. Концертный зал «Зарядье», где оркестр дебютировал год назад, пригласил Уральский филармонический оркестр в большой проект, посвящённый 115-летию со дня рождения композитора. Его участники — ведущие российские оркестры, которые в течение 2021 года исполнят все симфонии Шостаковича. Проект открыл Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, а завершит Госоркестр имени Светланова под руководством Василия Петренко. Уральский филармонический оркестр во главе с Дмитрием Лиссом представил в проекте Десятую симфонию – так получилось, что в зарубежных гастрольных программах коллектива она звучит гораздо чаще, чем в российских залах. Вместе с пианистом Константином Лифшицем оркестр исполнил Второй фортепианный концерт Брамса.

Последнюю, Пятнадцатую симфонию Дмитрия Шостаковича оркестр исполнил в Мариинском театре Санкт-Петербурга. У главного дирижёра оркестра Дмитрия Лисса с произведением связаны особые воспоминания: «Пожалуй, впервые в моей жизни после концерта мне прислали стихи о симфонии, замечательные, с глубоким проникновением в суть этой музыки. Для меня эта симфония — едва ли не самая важная в творчестве Шостаковича, самая глубокая и самая страшная. Конечно, каждый слушатель открывает в ней что-то своё, но очевидно, что в этой музыке — подведение итогов, прощание с жизнью. В ней — удивительный по своей щемящей и, в то же время, мужественной интонации финал, который уходит в никуда, в космос».

В московском Зале Зарядье Дмитрия Лисса вызывали на сцену пять раз, в Мариинском театре шквал аплодисментов последовал после 30-секундной тишины. Оркестр вернулся победителем и привёз Приз Ассоциации музыкальных критиков – по итогам сезона 2019/2020 были отмечены программы коллектива «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана и «Плот „Медузы“», представленный в рамках фестиваля «Евразия».

«Мы сочли необходимым отметить этот оркестр с такой формулировкой: «награждается за смелость и концептуальность симфонических программ, — подчеркнула главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая. — И то, что эти партитуры исполнил не столичный гранд, а оркестр из Екатеринбурга — ценно вдвойне. Это подтверждает истину, что понятия „столичный уровень“, „актуальный репертуар“, „европейское качество“ — связаны не с географией, а прежде всего с теми амбициями и масштабностью свершений, которые демонстрируют данный коллектив и его руководители. В том, что не ошиблись, подтвердила программа сегодняшнего вечера: Второй Брамса с Константином Лифшицем и особенно Десятая симфония Шостаковича, сыгранная с невероятным нервом и на высочайшем градусе эмоций». 

«Ай да Уральский филармонический! — писал по итогам выступления оркестра в Москве редактор отдела культуры газеты «Труд» Сергей Бирюков. — Ай да Лисс — мягкий, задумчивый, суперинтеллигентный человек, когда общаешься с ним вне сцены. И метатель громов, мощный строитель громадной музыкальной формы, несущей гигантский тысячеслойный смысл — когда он на дирижерском подиуме».

«Как же нам не хватает настоящего, не показного гуманизма Шостаковича, как его мысли и чувства резонируют в сегодняшнем времени! — высказалась после концерта музыкальный критик, эксперт фестиваля «Золотая маска». Лариса Барыкина. — Скажу, что такого исполнения не слышала давно, зал встал (а это не провинция, где встают по любому поводу), Дмитрия Лисса вызывали 5 раз, и это бы могло продолжаться ещё, если бы дирижёр не увёл со сцены оркестр, выложившийся по полной!»

Даже для крупного столичного зала выступление оркестра стало знаменательным событием, что отражают отзывы слушателей концерта: «Думаю, что такой концерт — штучный, эксклюзивный, как для исполнителей, так и для слушателей. Музыкантам браво и огромная благодарность за эти два часа работы сердцем, проживание и переживания» (Ирина Матвеева, Школа искусств «Кусково»). 

«Не новость, что в Екатеринбурге первоклассный оркестр и хороший дирижер Дмитрий Лисс. Но тут они, кажется, превзошли себя. Весь зал в финале аплодировал стоя» (Дмитрий Абаулин, заведующий литературной частью Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко).

«Звенящая тишина после 15 симфонии Шостаковича — наверное, лучшая награда Уральскому филармоническому оркестру и дирижёру Дмитрию Лиссу за музыкальное чудо, которое им удалось сотворить, — присоединился к московским коллегам музыкальный критик Георгий Ковалевский, слушавший оркестр в Мариинском театре. — Высокий трагедийный дух в Брамсе (чей Второй фортепианный концерт неожиданно заставил вспомнить о «Симфонических танцах» Рахманинова) в последней симфонии Дмитрия Шостаковича предстал уже как „дух истории“ (Zeitgeist), действующий в нашем падшем мире. Неверное, как любое гениальное творение, ребус Пятнадцатой предполагает несколько вариантов отгадки. То, что сделал Дмитрий Лисс — убеждает целиком и полностью! Bravo!»

Весенний триумф уральцы планируют повторить. В сентябре 2021 года Уральскому филармоническому оркестру исполняется 85 лет. Юбилейные празднования коллектива включают ряд гастрольных выступлений, которые проходят при поддержке губернатора Свердловской области. Состоявшиеся концерты в «Зарядье» и Мариинском театре получат продолжение в конце 2021 года в столичных филармонических залах, в программах, посвященных 100-летию основания Московской и Санкт-Петербургской филармоний.

Фото предоставлены Залом Зарядье, автор – Лилия Ольховая



http://mirziamov.ru