Глобальные цели устойчивого развития: как диалог регионов может защитить национальные интересы России?

Медиахолдинг «Регионы России» выступает соорганизатором мероприятия, которое пройдет в Женеве, – в 2022 г. состоится первый форум по вопросам межрегионального сотрудничества и обеспечения устойчивого развития, который направлен на поддержку диалога между регионами Российской Федерации и стран-членов Европейского союза. Почему так важно запустить региональный трек российско-европейского диалога, и что такое глобальные цели устойчивого развития? Как это поможет отстоять национальные интересы России? На эти и другие вопросы в своей совместной статье отвечают наши партнеры в создании нового форума – Алексей Пилько и Святослав Андрианов.

В сентябре 2015 г. на пленарном заседании Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций международное сообщество в лице 193 стран мира согласилось с тем, что человечество заслуживает лучшего будущего, и договорилось о необходимости гармонизировать развитие мировой экономики. Так появились на свет 17 целей устойчивого развития ООН, которые должны помочь сделать жизнь людей на планете лучше.

Цели устойчивого развития основаны на балансе трех компонентов – экономического, социального и экологического и изначально выглядели как красивая декларация, некий идеальный мир будущего, к которому должны стремиться все страны. Действительно, среди них – весьма амбициозные и полезные, но крайне сложнодостижимые цели. Такие как полная ликвидация нищеты и голода, борьба с изменениями климата, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение качественного образования и повышение эффективности производства, доступ к дешевой энергии и гендерное равенство.

Алексей Пилько, директор Ассоциации «Евразийский коммуникационный центр»

Однако события последних лет говорят о том, что цели устойчивого развития ООН постепенно начинают обретать предельно практический характер и превращаться в доминирующую глобальную повестку, которая станет уже в самом ближайшем будущем устанавливать правила игры в мировой экономике. Вопреки изначальным ожиданиям, они превратились в программу, под которой подписались практически все развитые государства планеты. И Россия здесь – не исключение.

Таким образом, план действий согласован, и не исполнять его – значит, оказаться на обочине современного мира. Но, как говорится, дьявол в деталях. Цели устойчивого развития определены, а вот дорожные карты по их достижению создаются прямо сейчас. Возникает проблема интерпретации этих целей и разработки способов их достижения. И тут у каждой страны свой взгляд, который тесно связан с национальными интересами, имеющимися ресурсами и экономическим потенциалом.

Например, Германия, на территории которой находится не так много природных ресурсов, делает ставку на «зеленую энергетику», основанную исключительно на возобновляемых источниках энергии – солнце, ветре и воде. С ней солидарна Франция, которая, впрочем, вносит в немецкие планы существенную поправку – она настаивает на признании атомной энергетики «зеленой», поскольку АЭС генерируют большую часть французского электричества.

 Большинство стран Европейского союза требуют отказаться от угольной генерации, поскольку она приводит к выбросам в атмосферу большого количества парниковых газов. В то время как, скажем, Китай – вторая экономика мира – пока не может позволить себе сделать это (во всяком случае, в среднесрочной перспективе). Похожая проблема стоит и перед другим азиатским гигантом – Индией.

Отдельный вопрос – борьба с изменениями климата. В ее необходимости на глобальном уровне мало кто сомневается. Многие страны на прошедшем в ноябре этого года климатическом саммите в Глазго заявили о стремлении добиться углеродной нейтральности. Вместе с тем методы ее расчета оставляют вопросы. Например, Россия, которая в силу наличия на ее территории огромных лесных массивов (20% мирового фонда) может называть себя легкими планеты, говорит о необходимости зачета переработки ими углекислого газа в углеродном балансе. Это предложение категорически не находит понимания в ЕС, который вообще с 2023 г. планирует взимать так называемый углеродный налог с экспортируемых товаров.

И это лишь один пример расхождения в позициях по данной проблематике между Россией и Европейским сообществом, и таких расхождений, к сожалению, много. Суть же – одна. Мировая социально-экономическая повестка сформирована на уровне ООН, и наша страна является ее участником. Однако для того, чтобы максимально эффективно использовать ее преимущества, необходимо участвовать в диалоге с нашими международными партнерами и отстаивать свое видение, свою интерпретацию целей устойчивого развития.

Необходимо отметить, что на федеральном уровне для этого делаются серьезные шаги, которые можно только приветствовать. К их числу относятся и предложения по созданию в нашей стране ESG-альянса с целью внедрения современных бизнес-практик, основанных на принципах соблюдения экологических стандартов, социальной ответственности и передовых принципов корпоративного управления. Соблюдение принципов ESG позволит добиться большего в привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику и удержаться в числе развитых стран мира.

Как отметил генеральный директор медиахолдинга «Регионы России политолог Ольга Чернокоз, сейчас для российских регионов очень важно уловить новую тенденцию устойчивого развития, становится темой номер один в мире. Все наши регионы очень отличаются друг от друга и к каждому региону нужен свой подход. На данный момент не так много конкретной информации, которую можно получить, чтобы успешно реализовывать стратегии экономического развития на основе ЕSG. Поэтому наше мероприятие позволит регионам узнать гораздо больше, позволит ознакомиться с опытом западных регионов, послушать экспертов. Кроме того, целью мероприятия является установление диалога между регионами западных стран и российскими регионами межрегиональное сотрудничество. Уже более 10 лет у медиахолдинга «Регионы России» есть представительство в Швейцарии и мы внимательно наблюдаем за трендами в европейской политике и за инициативами ООН. Важно понимать, что Россия должна доносить свою позицию в процессе развития темы устойчивого развития до своих западных партнёров, иначе есть опасность того, что со временем мы будем просто вынуждены выполнять требования, навязанные нашей стране без учёта ее специфики.

Кроме того, показательна реакция России на саммит в Глазго. Российская делегация по числу участников превзошла даже хозяев мероприятия, британцев, и была вдвое больше американской. Столицу Шотландии посетили министры экономического развития и энергетики, руководитель федерального агентства по лесному хозяйству, а также крупнейшие представители отечественного бизнеса – Росатома, Газпрома, Сбербанка, ВЭБа, «Интер РАО», Северстали и «Сибура». 

Для России очень важно принимать участие в формировании повестки и интерпретации целей устойчивого развития ООН. Поскольку конкуренция в мировой экономике высока и наши партнеры сделают все возможное для нивелирования преимуществ российской экономики и создания более благоприятных условий для собственного развития. Бессмысленно осуждать их за это стремление, ведь, как известно, в мировой экономике – каждый сам за себя. Кто не участвует в том или ином процессе – тот и не имеет права голоса.

Для нашей страны важно, чтобы в «зеленую экономику», которая является одним из основополагающих направлений при достижении целей устойчивого развития, органически вошли атомная и гидроэнергетика, а природный газ был признан низкоуглеродным топливом. Кроме того, именно сейчас происходит выработка норм международной торговли углеродными квотами, и Россия принимает в ней активное участие. Наконец, весьма перспективное и технологичное направление российской экономики – водородная энергетика, которая позволит нам получить существенные конкурентные преимущества.

 Впрочем, если на федеральном уровне задача борьбы за интерпретацию целей устойчивого развития ООН с учетом национальных интересов Российской Федерации прослеживается ясно, то на уровне регионов РФ она пока решается не так успешно. А вместе с тем региональный трек должен стать прекрасным дополнением усилий правительства, позволив вовлечь наших зарубежных партнеров в глубокий и содержательный диалог по актуальным вопросам современной глобальной экономической повестки.

Святослав Андрианов, директор международного Центра политического анализа и информационной безопасности

Именно эту задачу и позволяет решить ежегодный Женевский форум по вопросам межрегионального сотрудничества и обеспечения устойчивого развития, который направлен на поддержку диалога между регионами Российской Федерации и стран-членов Европейского союза. Его основными вопросами станут обсуждение реализации целей устойчивого развития ООН, развитие взаимных инвестиций в различных отраслях, обмен опытом по вопросам улучшения инвестиционного климата на региональном уровне, повышение энергоэффективности, развитие инфраструктурных проектов, глубокая переработка отходов и соблюдение современных экологических стандартов.

Отдельное направление диалога – обмен опытом и взаимные консультации по внедрению бизнесом практик ESG в регионах России и стран Европейского союза. Данное направление имеет особо важное значение, поскольку касается практических вопросов увеличения объема инвестиций в перспективные и реализуемые экономические проекты, соответствующие целям устойчивого развития ООН.

Отметим, что сейчас в странах ЕС, несмотря на все политические сложности их взаимоотношений с Россией, существует огромный запрос на экономическое сотрудничество и диалог по вопросам социально-экономического развития. Причем со стороны Европейского союза его драйвером традиционно выступает деловое сообщество. Именно об этом говорят итоги прошедшего в июне этого года Петербургского международного экономического форума и состоявшегося в октябре Евразийского экономического форума в Вероне.

В частности, активный интерес к участию в Женевском форуме проявляют федеральные земли Германии (среди них – Баден-Вюртемберг, Северный Рейн – Вестфалия, Бавария и Гессен), регионы Италии (Ломбардия, Пьемонт, Фриули-Венеция-Джулия, Трентино-Альто-Адидже), Австрии (Тироль и Форарльберг), швейцарские кантоны Цюрих и Женева, а также многие другие.

Перед Женевским форумом по вопросам межрегионального сотрудничества и обеспечения устойчивого развития стоит важная задача – дополнить усилия федерального правительства, крупного бизнеса и наших зарубежных партнеров созданием постоянно действующей и предметно ориентированной дискуссии на региональном уровне.

Она будет иметь колоссальное значение как для повышения качества социально-экономического сотрудничества между Россией и Европейским союзом, так и – что не менее важно – обеспечения гарантий учета российских национальных интересов в реализации целей устойчивого развития ООН. Надеемся, что регионы России примут активное участие в этом мероприятии в 2022 г.

По вопросам участия в форуме обращайтесь в оргкомитет: +7 906 85 59 575 Анна Комратова, ответственный секретарь; +7 910 471 35 96 Глеб Бударин, координатор форума; +7 926 451 94 75 Дмитрий Киселев, руководитель Департамента внешних коммуникаций; +7 985 160 01 74 Олеся Украинская, руководитель Департамента развития и инновационных проектов; +7 929 99 98 260 Сергей Щепкин. Общий номер: +7 (495) 920-51-49