Комментировать

Олег Яхшиян: «Название «Сталинград» городу-герою на Волге рано или поздно будет возвращено

– Великая Отечественная война и Победа советского народа в ней – абсолютный исторический консолидатор, интегратор современного российского общества. И это признают буквально все. Одна из остающихся травм общественного сознания, связанного с войной и Победой – это Сталин.



19.06.2014

– Главное – не историческая топонимика, а качественное историческое образование, – считает Олег Яхшиян, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления и политических технологий ГУУ. Эксперт прокомментировал «Регионам России» проблему переименования российских городов и, прежде всего – проблему возвращения Волгограду прежнего названия «Сталинград».

– Какую роль играет возвращение городам и поселкам первоначальных исторических названий?

– Отвлекающую. Отвлекающую людей от главного и от действительно насущных проблем. Честно говоря, я не знаю таких городов и поселков, жителям которых было бы совсем уж нестерпимо жить под ныне действующими названиями. Знаю места, где жить, на мой взгляд, невмоготу, но не из-за названий.

Вот петиция Мэру Москвы с предложением переименовать станцию метро «Войковская». Станция была открыта в декабре 1964 года и названа не в честь революционера и участника подготовки расстрела царской семьи П.Л. Войкова – о нем-то в 1964 году как раз никто и не помнил, а по расположенному на поверхности Московскому чугунолитейному заводу имени Войкова. Наверно, устранение имени такого и других подобных деятелей из нашей топонимики – дело правильное. Но – отвлекает от главного. А что главное?

Главное – историческая память народа и то, как она воспроизводится. Названия городов, улиц, станций метро далеко не основной механизм воспроизводства. Существует школьное историческое образование, учебники, учителя, телепрограммы, кино, воспитательно-просветительские проекты, памятники, музеи и т.д., и т.п. Если плохо дело с изучением истории России в школе, правильно ли основные усилия направить на переименование городов и улиц, если в вузах страны преподается дисциплина «История» и хорошо, когда профессор успевает за весь курс прочитать хотя бы десять лекций, «от Адама до Потсдама»? Куда более полезным решением было бы возвращение в университеты в качестве обязательной дисциплины «Отечественная история» – при страшном дефиците часов хоть какие-то существенные проблемы российской истории можно было успеть обсудить со студентами, взрослеющими и стремительно социализирующимися.

Недавно председатель Госдумы Сергей Нарышкин справедливо посетовал, что на Западе плохо знают нашу историю. А наша молодежь хорошо знает?

Старшеклассники – 10-11 классы – выбирают предметы под ЕГЭ и сосредотачиваются на соответствующей подготовке. И хотя из учебных планов старших классов история не выпадает, учат ее в основном те ребята, которые – а их меньшинство – собираются сдавать ЕГЭ по истории. Остальные – большинство – на истории «не заморачиваются». Да и «егэшники» готовятся своеобразно, учитывая преимущественно тестовую форму испытаний (тест для гуманитарных дисциплин скорее уродующая, нежели развивающая технология). В вузовские аудитории приходят первокурсники, преподаватели истории только собираются замерить исходный уровень знаний, а студенты предупреждают, что, поскольку они к ЕГЭ не готовились, ожидаемого, т.е. стандартного школьного, уровня знаний, скорее всего, обнаружить не удастся.

Все мы переживаем из-за кризиса на Украине. Но студенты наши, как правило, только в ходе разворачивающегося кризиса узнали из редких исторических телепередач про бандеровцев, про советскую политику украинизации. Очень плохо дело и со знаниями о Крыме, Севастополе, об Украине.

В последние годы в нашей политике при правильной, в основном, риторике, наблюдается любопытная тенденция говорить правильные речи и даже предпринимать правильные шаги, но на неглавных направлениях. Почему и складывается впечатление «отвлекающего маневра». Надо ли ужесточать административное, а то и уголовное наказание за реабилитацию нацизма и глумление над памятью о подвиге народа в Великой Отечественной войне? Наверное, надо. А если – а так оно и есть, к большому сожалению – наши школьники и студенты вообще очень плохо знают историю Великой Отечественной и второй мировой войн? Надо же ведь и системно повышать качество исторического образования в школе и в вузе. Главное – не историческая топонимика, главное – качественное историческое образование.

– Почему название Волгограда стало проблемой, которая время от времени напоминает о себе?

– Потому что Сталин объективно стал фокусной фигурой российского национально-исторического сознания. Дело ведь не в значении Сталинградской битвы, которое бесспорно. Дело в том, что народ – именно народ в самом точном смысле этого слова – упрямо, настырно, исподволь и под любыми «соусами» продвигает запрос на государственную реабилитацию Сталина. Речь идет именно о государственно-официальной реабилитации, народ же Сталина никогда и не сдавал. Провалились три больших и одна маленькая кампании по десталинизации: XX съезд со знаменитым докладом Хрущева, XXII съезд и вынос Сталина из Мавзолея, перестройка и «проект Федотова», если не ошибаюсь, 2010 года.

 

Как долго можно игнорировать этот народный запрос? И должна ли власть на него отвечать в полном объеме? Долго можно игнорировать, и в полном объеме отвечать, пожалуй, не нужно. Соображения политической конъюнктуры всегда следует принимать во внимание – мотив поиска компенсации возможных в ближайшей перспективе имиджевых потерь уже ощущается.

Но есть соображения неконъюнктурные, от которых просто так не отмахнешься. Название «Сталинград» все равно будет возвращено, можно было бы и потянуть время. Но пока живы еще ветераны, фронтовики. А они считают, что Сталин был достойным Верховным Главнокомандующим и это должно быть каким-то образом отмечено. Им – а значит и нам – хотелось бы, чтобы это было сделано еще при их жизни. Надо уважить. Надо сделать две вещи – вернуть городу на Волге имя Сталина и прекратить маскировать Мавзолей на Красной площади во время Парадов 9 мая.

Последнее всегда выглядит даже эстетически недостойно, дизайнерски ущербно. И это не случайно. И всех это коробит. Стыдимся того, что сделали наши предки – какие же мы тогда консерваторы? За Мавзолеем – могила и бюст Сталина. Мы его закрываем. Что же, Сталин не достоин видеть Парад Победы? Не причастен к Победе? Мы не приглашаем на Парад Верховного Главнокомандующего? Если мне не изменяет память, в Кремлевской стене, за Мавзолеем, захоронен прах великих полководцев, Маршалов Победы, в т.ч., Жукова, Рокоссовского, Василевского. Мы закрываем от них Парад Победы. Сам Мавзолей. Ну, как ни относись к Ленину и к Мавзолею, а выстояло и победило в войне Советское государство, мимо Мавзолея шли участники легендарного парада 7 ноября 1941 года, и к подножию Мавзолея швырнули поверженные нацистские знамена участники Парада Победы 1945 года. Для воевавших наших предков Ленин был значимой, сакральной фигурой. Может, уважим их отношение?

С Владимиром Путиным связана позитивная и многообещающая новация в отечественной постсоветской политике – формируется, обсуждается с обществом и проводится в жизнь государственная политика, которую по-разному можно называть – политика идентичности, политика памяти, есть для этого и специальное понятие «коммеморативная политика». Великая Отечественная война и Победа советского народа в ней – абсолютный исторический консолидатор, интегратор современного российского общества. И это признают буквально все. Одна из остающихся травм общественного сознания, связанного с войной и Победой – это Сталин.


В редакционном материале «Регионов России», с которым я абсолютно не согласен, Сталин назван «самым жестоким палачом русского народа». Если бы этот штамп встретился в тексте, скажем, 1992 года, не удивился бы. Какие могут быть сомнения, Сталин за десятилетия власти целенаправленно вел политику физического уничтожения русского народа, изредка, по необходимости, отвлекаясь от этого главного дела своей жизни. Методично осуществлял геноцид русских до 22 июня 1941 года. Но тут Гитлер напал на нашу страну, то ли намереваясь спасти русских от сталинского геноцида, то ли позавидовав сталинской успешности в этом деле. Временно прекратив уничтожать свой народ, Сталин обратился к нему – «Братья и сестры!» – с призывом разбить Гитлера. Недорезанный народ откликнулся на призыв своего палача, проявил чудеса героизма, а после войны все вернулось на круги своя. В рамках сталинской политики уничтожения русского народа в 5 раз увеличилась численность врачей, вместимость больниц – в 3 раза. Была реализована масштабная программа по массовому изданию и внедрению буквально в каждую семью русских народных сказок и сказок А.С. Пушкина. В качестве идеологического сопровождения геноцида русского народа снимались и выходили к массовому недорезанному зрителю кинофильмы «Александр Невский», «Петр Первый», «Минин и Пожарский», «Суворов», «Кутузов»… В 1914 году в царской России насчитывалось 4 тыс. средних школ, а в 1950 – 74 тыс. В 1914 году – 400 высших учебных заведений и техникумов, а в 1950 – 4300 учебных заведений подобного типа. Пару-тройку раз «самый жестокий палач русского народа», расчувствовавшись, высказывался о своей жертве предельно лестно, а один раз, сразу после войны, даже поднял тост «За здоровье русского народа!». В 1943 году «палач» санкционировал возрождение Русской Православной Церкви.

– Нужно ли в перспективе вернуть исторические наименования улицам и другим небольшим объектам?

– Наши улицы надо делать удобными для жизни, считаться с мнением жителей. А вообще надо вырабатывать и проводить государственную политику российской идентичности.

Сейчас высказывается много суждений о несостоятельности Украины как государства, но в одном очень существенном вопросе Украина состоялась. За два десятилетия удалось сформировать антирусскую и антироссийскую идентичность молодого поколения. Все отмечают, молодежь практически повсеместно настроена против России. Вот каковы возможности целенаправленной государственной политики в сфере исторического школьного и вузовского образования, государственной политики памяти. Это очень важный урок для нашей страны.



Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.