Комментировать

Олег Яхшиян: Декларировать предпочтение любой этнической группе равносильно этнократии

– Общероссийская стратегия ставит задачу формирования гражданской российской нации. Республиканские власти могут и должны участвовать в выполнении такой задачи, но разработка и утверждение своих документов означает претензию на собственное, отличное от общероссийского понимание основ государственной национальной политики.



07.11.2013

– Неправомерно декларировать предпочтение любой, в т.ч. и титульной, этнической группе, – считает Олег Яхшиян, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления и политических технологий ГУУ. – Когда такое делается, это равнозначно самоаттестации республиканской власти как этнократии, – рассказал эксперт «Регионам России» о полномочиях и ответственности регионов в сфере межнациональных отношений.

Многообразие народов России

– Подписанный Президентом 22 октября 2013 г. новый закон включает в сферу ответственности региональных властей меры по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории субъекта РФ, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств, социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия. На состоявшемся в тот же день в Уфе заседании Совета по межнациональным отношениям В.В. Путин подчеркнул значимость стремления региональных властей на деле обеспечить выполнение Стратегии государственной национальной политики – разумеется, с учетом специфики и особенности территорий. Высказывание любопытное, вроде бы есть сомнение в таком стремлении регионов. Президент отметил, что планы реализации Стратегии составили только девять регионов, собственные стратегические документы приняли в 21 субъекте Федерации, но большинство из них, по оценке В.В. Путина, явно устарели.

В.В. Путин подчеркнул значимость стремления региональных властей на деле обеспечить выполнение Стратегии государственной национальной политики

Формат региональных документов имеет значение. План по реализации общероссийской Стратегии – адекватная форма. Собственные стратегические документы регионов по национальной политике – как это понимать? Ясно, что это, прежде всего, относится к субъектам-республикам. Свои национальные политики будем разрабатывать и реализовывать? Общероссийская стратегия ставит задачу формирования гражданской российской нации. Республиканские власти могут и должны участвовать в выполнении такой задачи, но разработка и утверждение своих документов концептуально-стратегического характера в принципе означает претензию на собственное, отличное от общероссийского понимание основ государственной национальной политики. Если содержательно воспроизводятся основные положения федеральной Стратегии, то республиканский документ под названием «Концепция…» или «Стратегия…» не нужен. А если есть расхождения с основами федеральной политики, такой документ недопустим.

В субъекте РФ – республике проводится государственная национальная политика Российской Федерации, а не государственная национальная политика конкретной республики. На наш взгляд, не может республиканский документ по национальной политике содержать следующее положение: укрепление статуса республики как исторического, духовного и этнокультурного центра титульного народа. Не корректно, на наш взгляд, создание условий для интеллектуальной, экономической и иной консолидации титульной этнической группы возводить в ранг требующего особого внимания вопроса государственной политики. Согласно духу и букве российской Конституции, органы государственной власти субъектов РФ должны служить всем гражданам, проживающим на территории данного субъекта, независимо от национальности. Неправомерно декларировать предпочтение любой, в т.ч. и титульной, этнической группе. Когда такое делается, это равнозначно самоаттестации республиканской власти как этнократии.

Федеральная Стратегия показала пример республикам: историческую объединяющую роль русского народа отметила, но не объявила Российское государство историческим, духовным и этнокультурным центром русского народа. Не сказала, что надо особенно заботиться о создании условий для интеллектуальной, экономической и иной консолидации русских. Либо консолидируем российскую нацию, либо: кто – в лес, кто – по дрова. Органы государственной власти субъектов не могут и не должны брать на себя функции культурно-национальной автономии (общественного объединения).

Олег Яхшиян: Декларировать предпочтение любой этнической группе равносильно этнократии

Подписанный В.В. Путиным закон вменяет в обязанность региональных, в т.ч., республиканских органов государственной власти осуществление в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; по предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Следование букве этого закона, наряду с действительной работой по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, должно привести к исправлению очевидных этнократических перегибов в деятельности органов государственной власти некоторых субъектов РФ.



Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.