Комментировать

Стратегия пространственного развития России

Министерством экономического развития России опубликован проект «Стратегии пространственного развития РФ» (далее-Стратегия).

Документ будет внесен в Белый дом в сентябре, в ноябре стратегия уже должна быть утверждена. Целью Стратегии является «раскрытие социально-экономического потенциала территорий» за счет экономической специализации регионов.

Предполагается выделить 35–40 центров экономического роста, которые в 2035 году должны будут обеспечивать до 65% экономического роста России. И естественно, уже началось ее обсуждение, которое не может не содержать ее критики.  И полемика необходима, т.к. Стратегия  — это документ, который описывает: какой мы хотим видеть страну, что нам нужно в ней развивать, и что мы должны достичь в результате ее реализации.

Выделено 14 макрорегионов: Дальний Восток, Северный Кавказ. Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский. Макрорегионы в целом напоминают федеральные округа, но с большим дроблением.  Причем в Стратегии определена экономическая специализация каждого региона, и соответственно из этого, они и должны определять свое развитие. 

Субъекты и части субъектов России, входящие в Арктическую зону РФ (далее-АЗРФ) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» в соответствии со Стратегией отнесены к геостратегическим территориям страны.  И одна из задач Стратегии — обеспечить национальную безопасность России благодаря социально-экономического развития геостратегических территорий. 

Регионы АЗРФ, в связи разработкой документов для реализации Стратегии, получают большой простор для инициативы, но и большой объем работы. Они должны готовить документы для реализации собственных стратегий пространственного развития, используя «стандартные» предложения Стратегии. Кроме того,  еще и как регионы входящие в АЗРФ.

Например, в целях устойчивого экономического развития арктических территорий и обеспечения решения задач национальной безопасности в Арктической зоне, согласно Стратегии, необходимо комплексное социально-экономическое развитие «городов-баз» (города с численностью населения свыше 25 тыс. человек и административные центры субъектов Российской Федерации с меньшей численностью населения), которое должно быть взаимоувязано с хозяйственным освоением на территории опорных зон развития.

Также необходимо определение и сохранение «опорных» морских портов вдоль Северного морского пути, поддерживающих его функционирование, но расположенных в небольших населенных пунктах. В соответствии с госпрограммой «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», утвержденной, постановлением Правительства РФ  от 31 августа 2017 года №1064, важнейшим институтом пространственного развития АЗРФ становятся минерально-сырьевые центры (далее-МСЦ).

В Стратегии им также уделено внимание их формированию и инфраструктурному развитию:

 — Содействие созданию транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, обеспечивающей формирование минерально-сырьевых центров, в пределах которых залегают крупные и уникальные запасы высоколиквидных и дефицитных полезных ископаемых, внутреннее потребление которых в значительной степени обеспечивается импортом, а также существует долгосрочный мировой и (или) внутренний спрос на соответствующий вид полезного ископаемого.

— Стимулирование использования и внедрения пользователями недр инновационных и экологичных технологий. 

— Содействие комплексному освоению месторождений, в том числе переработке отходов горнопромышленного производства.

— Содействие расширению практики применения вахтового метода организации работ при освоении крупных месторождений полезных ископаемых, расположенных в отдаленных труднодоступных районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в том числе в Арктической зоне, ограничение в формировании новых монопрофильных поселений на таких территориях.

— Стимулирование снижения негативных последствий техногенного воздействия на окружающую среду, особенно в районах традиционного природопользования коренных малочисленных народов.

Одна из задач, поставленных в Стратегии, это обеспечение условий для формирования новых центров экономического роста за счет социально-экономического развития перспективных центров экономического роста. Такими центрами роста могут стать моногорода в АЗРФ.

В условиях существенного изменения государственной политики в отношении Арктической зоны РФ возрастает роль арктических моногородов и актуализируются проблемы их перспективного развития.

В настоящее время в АЗРФ находится 14 моногородов и в них проживает практически четверть населения российской Арктики. Моногорода, в частности Норильск и Воркута, естественно станут центрами опорных зон развития (ОЗР), Таймыро-Туруханской и Воркутинской, соответственно. А некоторые – МСЦ или портами (в соответствии Законом о свободных портах) в инфраструктуре Северного морского пути.

На мой взгляд, реализация подходов, изложенных в проекте Стратегии, открывает серьезные перспективы для развития АЗРФ. Важно и то, что для привлечения инвестиций в реализацию Стратегии будет использован механизм государственно-частного партнерства.

Примечательно, что впервые в документах такого уровня говорится об увеличение негативного влияния глобальных климатических изменений на социально-экономическое развитие территорий Российской Федерации.

В Арктической зоне, Сибири и на Дальнем Востоке наблюдается наиболее быстрый рост температуры воздуха в пределах России, что ведет к изменению ландшафтов и таянию вечной мерзлоты, влияющему на устойчивость функционирования инфраструктуры на указанных территориях. В настоящее время, проблема деградации вечной мерзлоты – одна из важнейших для АЗРФ. Об этом уже не раз говорилось на дискуссионных клубах ЭЦ ПОРА.

Александр Воротников,

эксперт экопресс-центра Общественной палаты РФ, эксперт московского регионального отделения “Деловой России”, эксперт центра ПОРА ( проектный офис развития Арктики), эксперт Российско-Китайской Палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, руководитель рабочей группы по ГЧП в Экспертном совета по системам транспорта и транспортной инфраструктуры Арктической зоны РФ (МИИТ-РУТ)

Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.