Комментировать

Россия без «умных городов». В чем проблема развития?

Любой «Умный город» должен быть автономной системой, поддерживающий свою жизнедеятельность и функционирование за чет своих собственных ресурсов. Ресурсов как экономических, так и энергетически. А экология в данном процессе – это прямой показатель того, насколько разумно и эффективно город обеспечивает себя ресурсами и куда эти ресурсы направляются, а главное какие эффекты и ценности создаются и достигаются.

По сути «Умный город» должен быть как ответственный человек, которой хочет добиться какой-то цели, но должен правильно распоряжаться жизненным ресурсом своего тела и экстраполировать его на временные рамки. Ведь мы можем выжать весь физический ресурс при достижении цели, добиться результата, но потом мы не сможем полноценно и эффективно функционировать, а главное  – пользоваться результатом своего труда. Или наоборот  – грамотно рассчитать и распределить ресурсы, потратить больше времени, но в полной мере воспользоваться результатами.

В нашей стране технологии возобновляемой энергии развиты очень слабо. На сегодняшний день доля возобновляемой (включая и альтернативную) энергетики в России, составляет всего 1% в общей структуре потребления. Более 90% при производстве первичной энергии приходиться на газ, нефть и уголь. В тоже время доля возобновляемой энергетики в Китае составляет 20%, и сегодня Поднебесная является лидером в данной области,  инвестировав за 2017 г. около 127 млрд. долл., почти в 3 раза обогнав по этому показателю США.

Отсюда можно сделать вывод, что нам  до устойчивого развития «Умных городов», –  не только экономического, но и экологического, с применением зеленых технологий  – еще далеко.  Большинство российских городов сегодня обеспечивают электроэнергией и теплом ТЭЦ и ТЭС, которые были созданы в СССР, и к настоящему моменту почти выработали свой ресурс. Они не отвечают современным нормам эффективности и надежности. А создание «Умного города» подразумевает максимально рациональное использование ресурсов, с целью повышения его эффективности, что невозможно без использования современной и «умной» инфраструктуры, которая априори является более экологически лояльной к окружающей среде.

Основная проблема «Умных городов», которые проектируются на сегодняшний и планируются к внедрению – это то, что у них нет четких целей и задач. Для чего и зачем внедряются эти технологии, которые позволят сделать город более умным? Что они позволят достичь и какие результаты получить в перспективе? В лучшем случае просчитываются денежные эффекты от внедрения, например, такие как экономия. Но никто не задается вопросом: для чего эта экономия создается и куда будет тратиться эффект, который будет достигнут.

Нынешнее состояние городской коммунальной и ресурсоснабжающей инфраструктуры современных российских городов, за некоторым исключением, не позволяют внедрять современные технологии. Стратегически необходимо понимать, зачем и для чего внедряются технологии «Умного города», какие цели они позволят достичь, и в каком направлении дадут толчок к развитию. Так как все технологии и методы по построению «Умного города» - это всего лишь инструменты. И очень важно понимать, для чего именно эти инструменты используют.

Хотелось бы отметить, что в России только г. Москве удалось развить «Умный город», который можно таковым назвать по-настоящему. Остальные города к этому вопросу пока что не подходят комплексно и ограничиваются точечным внедрением «умных решений», которые позволяют повышать эффективность, а где-то просто наладить функционирование тех или иных областей городского хозяйства. Только в Москве реализует данный проект не только с точки зрения технологий, но и сточки зрения социальный, культурных, туристических и иных аспектов.

Поэтому при развитии региональных «Умных городов» в России, большое значение нужно уделить планированию и целеполаганию. Чтобы данные программы по модернизации городов не только развивали и модернизировали город, но и органично встраивали его в пространственную составляющую комплексного развития территорий.

Александр Воротников,

эксперт экопресс-центра Общественной палаты РФ, эксперт московского регионального отделения “Деловой России”, эксперт центра ПОРА ( проектный офис развития Арктики), эксперт Российско-Китайской Палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, руководитель рабочей группы по ГЧП в Экспертном совета по системам транспорта и транспортной инфраструктуры Арктической зоны РФ (МИИТ-РУТ)

Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.

Гость редакции

Константин Бабкин: ЦБ РФ и промышленный рост — как объединить усилия?