Чем выгодно России сотрудничество с Китаем по Арктике?

Проблему взаимоотношений России с Китаем рассматривать в терминах «экспансии», на мой взгляд, совершенно неверно.

Современные преимущества государства, его превосходство над другими, связано не сколько с территориальными приобретениями, а наличием современных производств и технологий. Именно Китай, на сегодняшний день является одним из таких развитых инновационных государств.

фото: пресс-служба Кремля

Во время визита президента РФ Владимира Путина в Пекин, 8-10 июня 2018 года,  была достигнута договоренность о стратегическом партнерстве двух стран на международной арене и заключен целый ряд двусторонних соглашений. В том числе, Москва и Пекин договорились укреплять сотрудничество в Арктике “в интересах ее устойчивого развития”.

Подписанное соглашение предполагает взаимодействие между ведомствами и компаниями двух стран в научных исследованиях, реализации совместных инфраструктурных проектов, освоении и использовании потенциала Северного морского пути, а также развитии арктического туризма и сохранения экологии Арктики. Все эти направления совместной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) представляют большой интерес для нашей страны и прямо прописаны в новой редакции государственной программы «Социально-экономического развития АЗРФ», которая продлена до 2025 года.

Символично, что соглашение по сотрудничеству в Арктике подписано уже после опубликования 26 января 2018 года пресс-канцелярией Госсовета КНР Белой книги «Арктическая политика Китая». В ней впервые излагается официальная позиция Китая в отношении текущей ситуации в Арктике и ее изменений, отношений между Китаем и арктическими странами, а также определяются арктическая политика Китая, ее основные принципы и направления.

В строительстве арктического  сотрудничестве КНР рассматривает Россию как приоритетного стратегического партнера. Китай учитывает, что наша страна — великая арктическая держава, российская Арктика имеет стратегическое геополитическое и экономическое значение. По мнению Китая, решение ни одного арктического вопроса на международной арене не может быть выработано без участия России.

В последние годы китайско-российские двусторонние отношения постепенно выходят на уровень всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, что становится благоприятным политическим фундаментом для развития сотрудничества в АЗРФ. И надо четко понимать, что в освоении Арктики КНР и РФ взаимодополняют друг друга с точки зрения капитала, технологий и рынка, что является необходимым условием для реализации потенциала сотрудничества на арктическом направлении.

Идея китайско-российского арктического сотрудничества завоевывает все большее внимание лидеров и правительств обеих стран, особенно в контексте реализации инициативы «Пояс и путь».

Справка

В 2013 году председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин объявил о крупнейшей глобальной инициативе Китая – объединенных проектах «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Продолжая и развивая дух древнего Шелкового пути, инициатива «Пояс и путь» направлена на стимулирование экономического развития регионов, она охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, «новые экономики» и развитые страны (всего 65 стран). Общая стоимость проектов инициативы оценочно составляет 900 млрд. долларов. В мае 2015 года в Москве была достигнута договоренность о сопряжении проектов в рамках ЕАЭС и инициативы «Пояс и путь», это модернизация транспортной инфраструктуры, проекты в энергетике, разработка полезных ископаемых, высокие технологии.

Арктика для Китая  — новый путь

Интересы Китая в Арктике концентрируются в экономической сфере. Для Пекина Арктика — это дополнительный межконтинентальный транспортный путь, а также стратегический район добычи энергоресурсов в сотрудничестве с зарубежными государствами, на территории которых они расположены. Кроме того, сотрудничество может быть связано по таким вопросам глобальной повестки, как окружающая среда, изменение климата, международное морское право, рыболовство в нейтральных водах, противодействие терроризму на море и т.д. И нам, совместно с КНР, необходимо развивать проекты по энергосбережению, снижению выбросов, развитию низкоэмиссионной зеленой энергетики, в противодействии глобальному изменению климата,  в сфере морских технологий, снижении загрязнений окружающей среды от судоходства, управлении рыболовством и рыбными ресурсами в нейтральных водах Северного Ледовитого океана.

Следует отметить, что Китай системно относится к реализации своей арктической политики. В структуре его органов власти существует особая Арктическая и Антарктическая администрация (KYAA. Chinese Arctic and Antarctic Administration). Она и отвечает за выполнение научных программ и постепенно наращивает активность на полярных направлениях.

Между нашими странами существует сильная заинтересованность в сотрудничестве и экономическом освоении Арктики. Но Россия занимает здесь твердую  позицию – приоритет должен оставаться за Россией, так как Арктика является важнейшим регионом, который в будущем будет обеспечивать нашу страну полезными ископаемыми.

«Ямал СПГ»: взаимные интересы и точки соприкосновений

В настоящее время, в АЗРФ уже реализуется несколько  проектов с участием китайских компаний. Самый известный из них «Ямал СПГ» — проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа на полуострове Ямал, принадлежащий российскому газовому гиганту «НОВАТЭК». Проект предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью около 16,5 млн тонн в год на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, запасы газа в котором оцениваются в 926 млрд м3, и морского порта Сабетта для погрузки продукции на танкеры. Все объекты проекта уже действуют.

 фото: vistanews.ru

Китайцам принадлежат почти треть 27-миллиардного проекта «Ямал СПГ»: Silk Road Fund — 9,9% и China National Petroleum — 20%.  Остальные 50,1% — у "Новатэка" и 20% — у французской Total .

Реализации проекта "Ямал СПГ" позволит дать толчок развитию атомного судостроения и развитию Северного морского пути. Важно также, что реализация проекта позволит расширить применение СПГ за счет перевода общественного транспорта, и не только, на этот вид топлива.

Этот проект имеет все шансы на дальнейшее развитие. Компания «Новатэк» объявила о новом проекте по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа на Гыданском полуострове (по другую сторону Обской губы от Ямала), А́рктик СПГ-2 (англ. Arctic LNG 2).

Россия использует китайские технологии

Самый свежий пример деятельности китайских компаний в Арктике, и использования китайских технологий — поисковые скважины. «Газпром» в ближайшее время начинает  работы по бурению в Карском море двух поисковых скважин. Для этого будет использована плавучая несамоходная буровая установка «Nan Hai Ba Hao» (Китай).

Северный морской путь нужен Китаю

Именно Китай чрезвычайно заинтересован в участии в развитии Северного морского пути (СМП). Первый китайский ледокол «Снежный дракон» прошел через Баренцево море в 2012 году, доказав возможность практического использования СМП. Эту идею, в свою очередь, подтвердила китайская компания Коско (Cosco),чье судно прошло из Китая в Швецию быстрее, сократив время в пути почти на  15 дней и сэкономив около 400 т топлива, которые судно вынуждено было бы потратить, если бы шло по маршруту через Суэцкий канал. Летом 2017 года по СМП прошли шесть китайских судов.

Очевидно, что участие в развитии СМП возможно только при взаимодействии с Россией. Причем это взаимодействие выгодно для России, так как СМП связывает несколько северных и удаленных регионов страны (порядка 15) и обеспечивает транспортировку важных грузов (нефть, медь, лес и т.д.).

Потенциал роста Северный морской путь довольно значителен. В своем послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин поручил увеличить его грузооборот до 80 млн. т и развить портовую инфраструктуру. Не просто так китайские компании проявляют активный интерес к таким проектам, связанным с СМП, как строительство «Белкомура» и Архангельского глубоководного морского порта.

Морские ворота в Арктику

Порт Циндао для Китая является своеобразными морскими воротами в Арктику. Его северо-восточное расположение в совокупности с промышленной основой делают город уникальной отправной точкой для реализации Китаем его амбиций в отношении Арктики по трем ключевых отраслям: судостроение и морское строительство, судоходство и торговля, туризм.


фото: www.cruisegid.ru

Именно здесь прошел форум ШОС с участием Владимира Путина, с этого китайского города начинается «Полярный шелковый путь».

С Китаем мы сила

Сотрудничество с КНР в Арктике позволит активно развить арктический туризм, учитывая огромный интерес его граждан к посещению АЗРФ, но для там практически отсутствует туристическая инфраструктура, а совместные проекты с КНР на принципах ГЧП позволяют в короткие сроки ее создать.

Еще очень актуальным для развития Арктики является опыт Китая по развитию возобновляемой энергетики, перехода на низкоуглеродную энергетику и ликвидации экологического ущерба. В этих областях КНР добилась впечатляющих результатов. В 2017 году Поднебесная заняла второе место в мире по выпуску зеленых облигации, около $25 млрд, а в России идут пока только разговоры.

Китай является мировым лидером по развитию возобновляемой энергетике, при этом мощность китайских возобновляемых источников энергии (ВИЭ) практически равна установленной мощности всей энергетики России. Без сомнения,  опыт КНР по ВИЭ-генерации и технологии можно использовать для российской Арктики и других удаленных или изолированных районов страны.

Взаимодействие России с Китаем в Арктике послужит устойчивому развитию АЗРФ, а самое главное улучшит там жизнь людей. Важно, чтобы власть любого уровня активно участвовала в этом взаимодействии, не пускала все проекты на «самотек», и ставила перед собой конкретные цели в этих проектах и добивалась результатов. Тогда все разговоры и пересуды об «экспансии Китая» будут ничтожными.

Эти проблемы обсудим на российско-китайской научно-практической конференции «Инновационные технологии и производства – эко-технопарки, зеленые технологии России и Китая», которая пройдет в рамках программы  стенда правительства Свердловской области на международной выставке ИННОПРОМ-2018 10 июля.

Александр Воротников, эксперт экопресс-центра Общественной палаты РФ, эксперт московского регионального отделения “Деловой России”, эксперт центра ПОРА ( проектный офис развития Арктики), эксперт Российско-Китайской Палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, руководитель рабочей группы по ГЧП в Экспертном совета по системам транспорта и транспортной инфраструктуры Арктической зоны РФ (МИИТ-РУТ)

Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.

Гость редакции

Подводные камни саммита США - КНДР