Первый квадрокоптер в России

2011 год. Небольшой аэродром не далеко от Самары. Прохладное утро, без ветра, без единого облака. Впереди поздняя осень.

Несколько моделистов-любителей на «бумажных» самолетах кружат в небе, оттачивая мастерство высшего пилотажа. Пенопластовые и пластиковые, самодельные, на китайских комплектующих они летали – это были модели и предназначения внести вклад в развитие беспилотной авиации не имели.

Первые пластиковые модели самодельных «дронов»

В это время, на безопасном расстоянии от «крылатых асов» к взлету готовился четырехмоторный аппарат вертолетного типа, так называемый квадрокоптер. Относительно тяжелый, из алюминиевых труб, без камеры он не представлял интереса – возможно, это был первый гражданский квадрокоптер в стране, который летал. Летал и при этом был моделью, которая, как и самолетные, не имела перспектив в отрасли. Удивительный факт – изобретали-любители не верили в перспективы профессионального применения дронов в ближайшие 5-10 лет, некоторые из них не верят до сих пор.

Последующие более продвинутые самодельные модели

Не модель

Первый квадрокоптер в России, который исправно летал и мог применяться для съемки, появился в 2013 году. Это был «умный китаец». В это время в сети Интернет стали появляться фотографии и видеозаписи привычного нам мира с необычных ракурсов – с высоты птичьего полета нам показывали общественные и спортивные мероприятия, строительство мостов и красоту русской природы. Это были новички, для большинства которых и управление дроном, и фотосъемка были новой забавой. В век Интернета не было сложностей с покупкой и доставкой в Россию квадрокоптеров напрямую с сайта производителя или Али. «Умный китаец» позиционирует свои летательные аппараты, как на сегодняшний день, так и в 2013 году, как не игровые. Действительно, беспилотник перемещается в воздушном пространстве со скоростью до 50 км/ч, имеет высокую маневренность и ряд «умных» функций. Уже первые модели дронов «умного китайца» без труда летали в небольшой дождь и снег, летом и зимой.

Первая модель «умного китайца»

Открытая дверь в небо

В 2014 году «умный китаец» подарил миру сразу несколько моделей стоимостью от 800 долларов. При невысокой стоимости комплекта покупатель получал устройство «все в одном» и возможность полета «из коробки». Здесь и возник первый эпизод противостояния между моделистами, которые годами строили «кирпичные» самолеты, и увлеченными полетом новичками-любителями. Истинный смысл призрения последних заключался в том, что они воспользовались открытой дверью в небо, которую первые прорубали годами.

На первый взгляд, управление квадрокоптером «из коробки» не требовало от «пилотов» определенных навыков управления и технической подготовки, но время от времени происходили аварии – «умные китайцы» падали. Эти случаи были связаны с рядом причин, которые превращали готовность полета «из коробки» в первую ошибку новичка:

- инструкция к комплекту, изложенная на сотнях страниц на английском языке, в исключительных случаях интересовала пользователей,

- первые «умные китайцы» требовали обязательной предполетной подготовки, без которой безопасность полета не обеспечивалась,

- взлет летательного аппарата происходил в непосредственной близости с линиями электропередач и железобетонными конструкциями, магнитное поле которых оказывает влияние на электронный полетный контроллер.

Центр старинного русского города Тверь

Бум стартапов

Тенденции в стремительном увеличении спроса на беспилотники «умного китайца» способствовали появлению в стране нескольких крупных дистрибьюторов, которые поставили на внутренний рынок тысячи экземпляров летательных аппаратов. Уже в начале 2015 года десятки магазинов по всей стране продавали «умного китайца», а само слово квадрокоптер набирало популярность.

Летом 2015 года наступил бум стартапов - о квадрокоптерах стало известно широкому кругу граждан, среди которых были и действующие видео-операторы – всех интересовала возможность легкого заработка на съемке с воздуха. Известно о десятках псевдо-предпринимателях, которые на последние деньги или в кредит покупали беспилотные аппараты, снимали демонстрационные клипы и публиковали в социальных сетях. Но к разочарованию большинства стартаперов, удача не была на их стороне и заработать деньги без труда не удалось никому. Во-первых, несмотря на массовый спрос, требовалось работать по 14 часов в день, вкладывать собственные ресурсы в развитие, чтобы получить долгожданного заказчика. Во-вторых, это был «последний писк моды», о котором в середине 2015 года стало известно самым ленивым, и ожидать чуда от эффекта новизны было ошибкой. Для многих, квадрокоптеры стали большим разочарованием, оставшиеся лежать в коробках и на праздники радовать зевак-соседей.

И в истории о моделистах, и в истории о стартапах прослеживается общая тенденция – одни не знали, что на этом можно зарабатывать, другие – как зарабатывать. Отсутствие минимального бизнес образования стало главным тормозом в массовом освоении новой сферы коммерческих услуг с применением БПЛА. Существует мнение, что если бы это случилось, то ежедневно в нашей стране в результате падения беспилотных аппаратов получал травмы один человек.

 

Правовой аспект деятельности

Несмотря на растущую популярность полетов и съемки с воздуха на квадрокоптер, первые владельцы дронов обходили стороной правовой аспект деятельности. Многие частники-любители и на сегодняшний день не уделяют данному вопросу достаточного внимания, тем самым подвергая других пользователей воздушного пространства опасности. В соответствии с Российским законодательством для осуществления полета на дроне необходимо получить разрешение на использование воздушного пространства. Такое разрешение выдают в зональном центре местной аэронавигации. Если полет осуществляется над населенным пунктом, то необходимо получить разрешение от главы – очень часто необходимость в получении такого разрешения возникает при полете над крупными городами, такими как Самара, Екатеринбург или Ульяновск – без такого разрешения в центре аэронавигации вы получите отказ. В случае положительного рассмотрения запроса, для полета вашего БПЛА будет выделено воздушное пространство, а информация об ограничении его использования будет представлена другим участникам воздушного движения. Несколько несложных действий обеспечивают безопасность вашего летательного аппарата и имущество третьих лиц.

Информация о наложении ограничений на использование воздушного пространства

Профессионалы, которые применяют БПЛА для решения отраслевых задач, выполняют полеты исключительно после получения всех разрешающих документов.

О том, как пройти путь от оператора-любителя до профессионального отраслевого пилота мы расскажем в следующем выпуске.


Автор материала:
Чернов Александр Сергеевич, магазин "Высокая Техника",
телефон +7 846 205 55 22, сайт http://hi-tehnika.ru/

Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.

Гость редакции

Прошедшие выборы: власть, делает вид, что ничего не было, народ — думает о новых шалостях