Первый квадрокоптер в России

2011 год. Небольшой аэродром не далеко от Самары. Прохладное утро, без ветра, без единого облака. Впереди поздняя осень.

Несколько моделистов-любителей на «бумажных» самолетах кружат в небе, оттачивая мастерство высшего пилотажа. Пенопластовые и пластиковые, самодельные, на китайских комплектующих они летали – это были модели и предназначения внести вклад в развитие беспилотной авиации не имели.

Первые пластиковые модели самодельных «дронов»

В это время, на безопасном расстоянии от «крылатых асов» к взлету готовился четырехмоторный аппарат вертолетного типа, так называемый квадрокоптер. Относительно тяжелый, из алюминиевых труб, без камеры он не представлял интереса – возможно, это был первый гражданский квадрокоптер в стране, который летал. Летал и при этом был моделью, которая, как и самолетные, не имела перспектив в отрасли. Удивительный факт – изобретали-любители не верили в перспективы профессионального применения дронов в ближайшие 5-10 лет, некоторые из них не верят до сих пор.

Последующие более продвинутые самодельные модели

Не модель

Первый квадрокоптер в России, который исправно летал и мог применяться для съемки, появился в 2013 году. Это был «умный китаец». В это время в сети Интернет стали появляться фотографии и видеозаписи привычного нам мира с необычных ракурсов – с высоты птичьего полета нам показывали общественные и спортивные мероприятия, строительство мостов и красоту русской природы. Это были новички, для большинства которых и управление дроном, и фотосъемка были новой забавой. В век Интернета не было сложностей с покупкой и доставкой в Россию квадрокоптеров напрямую с сайта производителя или Али. «Умный китаец» позиционирует свои летательные аппараты, как на сегодняшний день, так и в 2013 году, как не игровые. Действительно, беспилотник перемещается в воздушном пространстве со скоростью до 50 км/ч, имеет высокую маневренность и ряд «умных» функций. Уже первые модели дронов «умного китайца» без труда летали в небольшой дождь и снег, летом и зимой.

Первая модель «умного китайца»

Открытая дверь в небо

В 2014 году «умный китаец» подарил миру сразу несколько моделей стоимостью от 800 долларов. При невысокой стоимости комплекта покупатель получал устройство «все в одном» и возможность полета «из коробки». Здесь и возник первый эпизод противостояния между моделистами, которые годами строили «кирпичные» самолеты, и увлеченными полетом новичками-любителями. Истинный смысл призрения последних заключался в том, что они воспользовались открытой дверью в небо, которую первые прорубали годами.

На первый взгляд, управление квадрокоптером «из коробки» не требовало от «пилотов» определенных навыков управления и технической подготовки, но время от времени происходили аварии – «умные китайцы» падали. Эти случаи были связаны с рядом причин, которые превращали готовность полета «из коробки» в первую ошибку новичка:

- инструкция к комплекту, изложенная на сотнях страниц на английском языке, в исключительных случаях интересовала пользователей,

- первые «умные китайцы» требовали обязательной предполетной подготовки, без которой безопасность полета не обеспечивалась,

- взлет летательного аппарата происходил в непосредственной близости с линиями электропередач и железобетонными конструкциями, магнитное поле которых оказывает влияние на электронный полетный контроллер.

Центр старинного русского города Тверь

Бум стартапов

Тенденции в стремительном увеличении спроса на беспилотники «умного китайца» способствовали появлению в стране нескольких крупных дистрибьюторов, которые поставили на внутренний рынок тысячи экземпляров летательных аппаратов. Уже в начале 2015 года десятки магазинов по всей стране продавали «умного китайца», а само слово квадрокоптер набирало популярность.

Летом 2015 года наступил бум стартапов - о квадрокоптерах стало известно широкому кругу граждан, среди которых были и действующие видео-операторы – всех интересовала возможность легкого заработка на съемке с воздуха. Известно о десятках псевдо-предпринимателях, которые на последние деньги или в кредит покупали беспилотные аппараты, снимали демонстрационные клипы и публиковали в социальных сетях. Но к разочарованию большинства стартаперов, удача не была на их стороне и заработать деньги без труда не удалось никому. Во-первых, несмотря на массовый спрос, требовалось работать по 14 часов в день, вкладывать собственные ресурсы в развитие, чтобы получить долгожданного заказчика. Во-вторых, это был «последний писк моды», о котором в середине 2015 года стало известно самым ленивым, и ожидать чуда от эффекта новизны было ошибкой. Для многих, квадрокоптеры стали большим разочарованием, оставшиеся лежать в коробках и на праздники радовать зевак-соседей.

И в истории о моделистах, и в истории о стартапах прослеживается общая тенденция – одни не знали, что на этом можно зарабатывать, другие – как зарабатывать. Отсутствие минимального бизнес образования стало главным тормозом в массовом освоении новой сферы коммерческих услуг с применением БПЛА. Существует мнение, что если бы это случилось, то ежедневно в нашей стране в результате падения беспилотных аппаратов получал травмы один человек.

 

Правовой аспект деятельности

Несмотря на растущую популярность полетов и съемки с воздуха на квадрокоптер, первые владельцы дронов обходили стороной правовой аспект деятельности. Многие частники-любители и на сегодняшний день не уделяют данному вопросу достаточного внимания, тем самым подвергая других пользователей воздушного пространства опасности. В соответствии с Российским законодательством для осуществления полета на дроне необходимо получить разрешение на использование воздушного пространства. Такое разрешение выдают в зональном центре местной аэронавигации. Если полет осуществляется над населенным пунктом, то необходимо получить разрешение от главы – очень часто необходимость в получении такого разрешения возникает при полете над крупными городами, такими как Самара, Екатеринбург или Ульяновск – без такого разрешения в центре аэронавигации вы получите отказ. В случае положительного рассмотрения запроса, для полета вашего БПЛА будет выделено воздушное пространство, а информация об ограничении его использования будет представлена другим участникам воздушного движения. Несколько несложных действий обеспечивают безопасность вашего летательного аппарата и имущество третьих лиц.

Информация о наложении ограничений на использование воздушного пространства

Профессионалы, которые применяют БПЛА для решения отраслевых задач, выполняют полеты исключительно после получения всех разрешающих документов.

О том, как пройти путь от оператора-любителя до профессионального отраслевого пилота мы расскажем в следующем выпуске.


Автор материала:
Чернов Александр Сергеевич, магазин "Высокая Техника",
телефон +7 846 205 55 22, сайт http://hi-tehnika.ru/

Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.

Гость редакции

Как создать «искусственных людей»? Сергей Балезин: о высоких технологиях и новых профессиях в медицине