Сиэтл°
73.27
Евро
62.26
Доллар

Ушедшие из правительства станут «серыми кардиналами», о статусе Силуанова и испытании Медведева

Многие направления работы, которые в уходящем составе Правительства курировал один вице-премьер, теперь входят в функционал нескольких зампредов. Например, Аркадий Дворкович курировал, среди прочего, АПК, транспорт и связь, государственную политику в сфере науки.

Теперь предполагается, что это будет зона ответственности разных вице-премьеров. Для такого распределения обязанностей, конечно, много причин. Но, не исключено, что это может предполагать  и более плотный президента за выполняемыми ими задачами.

Слухи о ликвидации должности премьера ходили в прессе, например, осенью 2017 года. Но на деле никакой политической необходимости в таком шаге нет. И дело не в известном стереотипе, что премьер должен быть «громоотводом» для критики (как это часто бывает в президентских республиках, скажем, во Франции). В российской политической системе это уже далеко не так.

Общественное недовольство именно в связи с действиями федеральной исполнительной власти чаще адресуется конкретным министрами, а не главе Правительства. Эта тенденция не нова – еще во второй президентский срок Владимира Путина критика, например, за социальные реформы, доставалась, в основном, главе Минздравсоцразвития Михаилу Зурабову, а не премьеру Михаилу Фрадкову.

Однако наличие поста премьера в системе власти дает президенту другие возможности, например, освобождая главу государства от необходимости заниматься многими текущими вопросами напрямую.

Обратим внимание, что премьер в России традиционно решает и ряд внешнеполитических задач в соответствии с линией президента. Отметим небольшую, но интересную деталь – первым публичным контактом высших российских чиновников с официальным Ереваном после отставки Сержа Саргсяна стали именно телефонные переговоры Дмитрия Медведева  с тогдашним врио премьера Армении Кареном Карапетяном. Поэтому нет никаких предпосылок, что в обозримом будущем пост премьера может быть упразднен.

В ближайший год мы вряд увидим серьезные перестановки в Правительстве. Опыт эпохи Путина показывает, что исключением в этот период могут быть либо очень серьезные недочеты в работе конкретного министра, либо некие пакетные перестановки, когда члена Правительства направят на другой пост. При этом, понятно, что большинство из тех, кто сейчас покинул Кабмин, скорее всего, займут сопоставимые по влиянию должности в других государственных структурах.

Может возникнуть вопрос, как широкий круг социальных задач, обозначенных президентом, сочетается с повышением статуса Антона Силуанова. Его ожидаемое назначение первым вице-премьером небезосновательно воспринимается, как усиление курса на жесткую экономию. Вероятно, какой-то противовес такому жесткому курсу в верхах все же обозначится – стоит дождаться завершения всех перестановок в Правительстве и Администрации Президента. Пока можно предположить, что ограничение расходов вряд ли затронет вопросы строительства – недаром их на этот раз будет курировать отдельный вице-премьер.

Предложение назначить на это направление Виталия Мутко уже стало поводом для шуток. Тем не менее, показательно, что именно он ранее назначался на направления работы, находившиеся в зоне особого внимания президента.

Между тем, данную сферу затрагивают еще и планы массового жилищного строительства, также анонсированные в Указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Недаром еще в начале апреля Дмитрий Медведев поддержал предложение распространить программу реновации на российские регионы.

Важным направлением, вероятно, будет и строительство новых объектов транспортной инфраструктуры.

Вероятно, статус Силунова повышен, чтобы подчеркнуть его позицию «адвоката дьявола», нередко, предлагающего достаточно непопулярные меры, также  противоречащие интересам отраслевых лоббистов и ряда региональных игроков. Это традиционная роль финансиста практически в любой структуре. Видимо, именно он примет на себя значительную часть критики со стороны оппозиции. При этом, курс на сокращение расходов в ряде сфер, конечно, будет проводиться – но, скорее всего, в менее жестком формате, чем будет публично озвучивать первый вице-премьер.

Михаил Нейжмаков, Ведущий аналитик Агентства политической и социальной коммуникации (АПЭК)

Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.