Евросоюз хочет ввести санкции против «Аэрофлота» из-за ситуации на польско-белорусской границе. «Аэрофлот» в ответ грозит судом. Что происходит?

Что случилось? 

11 ноября издание Bloomberg написало, что власти Евросоюза обсуждают возможность введения санкций против авиакомпании «Аэрофлот» в рамках нового пакета санкций против Белоруссии.

Почему это происходит? 

8 ноября на границе Белоруссии обострился миграционный кризис. Он начался в 2021 году после того, как президент Александр Лукашенко сказал, что ослабит контроль за потоками нелегальных мигрантов на фоне очередного обострения отношений с западными странами.

  • 8 ноября многочисленная группа беженцев из стран Ближнего Востока пошла через Белоруссию в Евросоюз, из-за чего у границ Польши, Литвы и Латвии появились тысячи нелегальных мигрантов.
  • Соседствующие с Белоруссией страны обвиняют Минск в оказании давления путём пособничество нелегальным мигрантам.
  • 9 ноября Польша нарастила число военных на границе до 15 000, количество пограничников достигло 4 000, а полицейских — 1 500. 
  • 10 ноября правительство Польши пригрозило полностью закрыть границу с Белоруссией.
  • Президент Польши Анджей Дуда сказал, что ответственность за происходящее на восточной границе страны лежит на властях Белоруссии. По его словам, появление сотен мигрантов — массированная гибридная акция против Польши и Евросоюза, а сам поток мигрантов контролируют белорусские власти.
  • Заместитель главы польского МИДа Пётр Вавжик заявил, что Минск хочет довести ситуацию на границе до смертельных жертв. 

На фоне обострения конфликта уже 15 ноября главы МИД стран Евросоюза обсудят новые санкции — и против Минска, и против тех стран, которые, по мнению Брюсселя, не препятствуют прибытию мигрантов в Белоруссию. 

Под санкции могут попасть физические и юридические лица, которые, по мнению Евросоюза, причастны к доставке мигрантов к границам союза через Белоруссию. Bloomberg пишет, что под угрозой находятся «Аэрофлот» и Turkish Airlines, а о введении новых санкций Евросоюз может объявить с Великобританией и США уже в начале декабря. 

Причём здесь «Аэрофлот»? 

«Аэрофлот» — это одна из самых крупных и популярных российских авиакомпаний, а некоторые из политиков Евросоюза говорят, что Россия поддерживает Белоруссию и таким образом дестабилизирует ситуацию в других странах. 

9 ноября премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий сказал, что в кризисе на польско-белорусской границе виновата Россия, поскольку она — «доверитель атаки» Лукашенко.  

Что говорят в «Аэрофлоте»? 

В пресс-службе «Аэрофлота» сказали, что компания не причастна к доставке мигрантов в Белоруссию к границам стран Евросоюза и не выполняет регулярных и чартерных рейсов в Ирак, Сирию и по маршруту Стамбул-Минск.

По данным компании, передвижение граждан Ирана, Ирака и Сирии через территорию России затруднено, поскольку для этого нужно получить транзитную российскую визу.

«Аэрофлот» намерен защищать свои интересы, в том числе через суд, а информация о возможных санкциях может негативно повлиять на операционную и финансовую деятельность компании.

Финансовые риски уже получили частичную реализацию: на фоне возможных санкций 11 ноября на открытии торгов на Мосбирже в 10:00 (мск) стоимость обыкновенных акций компании «Аэрофлот» снижалась на 2,3%, до 66,2 рублей. К 11:02 (мск) акции компании замедлили снижение и стоили около 66,66 рубля за бумагу, или -1,74%.

Что говорят в Кремле? 

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал безумными сообщения о возможном введении санкций Евросоюза против «Аэрофлота».

По словам пресс-секретаря, перевозка мигрантов не является нарушением действующих международных норм, к тому же «Аэрофлот» уже сказал, что «не делал и не делает этого».

Какие последствия могут быть? 

В случае введения санкций против «Аэрофлота» Россия может рассмотреть вопрос о запрете западным авиакомпаниям летать над своей территорией, сказал РИА Новости первый замглавы международного комитета Совфеда Владимир Джабаров. По его словам, «Аэрофлот» не причастен к конфликту, а эти санкции нужны лишь для того, чтобы «любой ценой „укусить“ Россию».

При этом эксперт по безопасности полётов Александр Романов рассказал «Ленте.ру», что ответные санкции против Евросоюза и запрет на полеты над Россией будут одинаково невыгодны для обеих сторон конфликта, но страны могут ввести временные ограничения.