
По проекту федерального бюджета до 2024 г. в ближайшие три года Россия потратит около 31 млрд рублей на обеспечение «суверенного интернета». В этой колонке президент ассоциации «Консорциум открытых цифровых технологий» Сергей Сухман рассказал, какие угрозы несет в себе технологическая зависимость страны, а также объяснил, как сделать борьбу с ней более эффективной.
В современном мире перед государствами стоит множество различных вызовов, задача властей – определить наиболее значимые из них и направить на их решение ресурсы. Избавление от «кремниевой колонизации» – один из таких вызовов, поскольку без внедрения изделий российской микроэлектроники в сети передачи данных «цифровое государство» неотвратимо станет «кремниевой колонией» и никакой «суверенный интернет» тут не поможет. Это вопрос безопасности государства.

В 2021 г. Россия не ведет боевых действий по защите своей территории, однако война, пусть и не совсем в классическом смысле этого слова, против нашей страны ведется. Информационная война по своим основным параметрам может иметь гораздо более разрушительные и необратимые последствия, чем обычный вооруженный конфликт. К сожалению, сегодня Россия существенно отстает от потенциального противника в сфере информационных технологий. Для решения этой проблемы коммерческие, а тем более частные интересы должны отойти в сторону, потому что это вопрос безопасности государства и его народа.
Как цифровые технологии влияют на политическую ситуацию в России?
В СМИ часто пишут, что отсутствие контроля над ИКТ несет не меньшую угрозу странам, чем отсутствие контроля над поставками вооружения. Данное утверждение верно для всех стран мира, включая и Россию. Поэтому государства стараются усилить контроль за своими военными технологиями. Проблема в том, что при этом они практически не контролируют гражданские технологии в сфере ИКТ.И совершенно напрасно, ведь у военнослужащих есть личные телефоны, доступ к данным на которых могут иметь создатели этих мобильных устройств. Это не паранойя или конспирология. The Wall Street Journal сообщал об одном таком факте. Как стало известно изданию, группа американских исследователей из Университета штата Миссисипи в 2019 г. отслеживала сигналы сотовых телефонов в России, в районе полигона ВМФ РФ в Неноксе, где испытываются перспективные виды вооружений.
Каждое компьютерное устройство, подключенное к интернету, контролируется глобальными ИКТ-вендорами (производителями). Сервис удаленного обновления операционных систем и программ наших умных устройств это наглядно демонстрирует. Любое действие, при необходимости для владельца технологии, можно осуществить и без разрешения клиента. Более того, возможность удаленного управления встроена в каждый современный микропроцессор и микроконтроллер с ядрами x86 и ARM (а это «сердце» практически всех современных устройств). Это не шпионские закладки, а штатный неотключаемый функционал, за который, кстати, пользователь заплатил свои деньги.
Россия обладает довольно высоким уровнем развития информационных технологий. У нас есть интернет-поисковые машины (Яндекс) и социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники). В мире существует не так много стран, которые имеют возможность предъявить глобальному сообществу такие успехи. Тем не менее все они опираются на существующие базовые технологии передачи данных, регулирование которых напрямую зависит от решений правительства США. Если мы хотим гарантировать себе полный контроль над работоспособностью и безопасностью сети, мы должны изменить существующую ситуацию. Это особенно важно, так как различные цифровые технологии используются в сферах транспорта, электрогенерации и медицине.
Какие технологические вызовы стоят перед страной сегодня?
Избавление от «кремниевой колонизации» – это вопрос не только политический, но и технологический. Дело в том, что работа сети при взрывном росте устройств неизбежно потребует изменения правил эксплуатации, большая часть из которых была разработана в 60–70-х гг. прошлого века. Интернет-технологии должны будут адаптироваться к новым требованиям как поставщиков информации (Google, Amazon, Microsoft, Meta), так и потребителей.
Сегодня подавляющее большинство устройств обладают очень ограниченным набором функционала. Основой любого современного коммутатора (самое распространенное устройство для построения сетей передачи данных) являются микросхемы типа ASIC. Они умеют быстро делать ограниченное число операций по обработке пакета данных в соответствии с заданным алгоритмом. С одной стороны, это дает им максимальное быстродействие, а с другой – практически лишает их гибкости в реагировании на изменения окружающей информационной среды.
Среднее время создания ASIC от идеи до выпуска готового изделия составляет от трех до пяти лет. Чтобы его сократить, при разработке оборудования стал использоваться открытый подход. Таким образом, разработчик получает право использовать результаты труда других специалистов, например, стандартный интерфейс или программное обеспечение. Подобные проекты ведутся одновременно разработчиками из разных стран, часть из которых работает не «за деньги», а для того, чтобы реализовать свои идеи. Создав кусочек большой мозаики, ты получаешь взамен право пользоваться результатом общего труда. Именно на этом подходе и базируется идея создания экосистемы открытых цифровых технологий.
Что нужно сделать, чтобы Россия получила технологический суверенитет?
В самом ближайшем будущем будут востребованы открытые, доверенные решения от независимых разработчиков, которые могут выполнить новые требования. Именно на решение этой задачи и нацелен проект «Орион», инициированный группой российских компаний – разработчиков микроэлекроники, который ставит своей целью обеспечение технологического суверенитета России.
Эффективному процессу комплексного развития отечественной микроэлектроники полного цикла мешает отсутствие единого центра управления. Усилия по господдержке распылены и обеспечиваются различными ведомствами, фондами с госучастием (ФСИ, РФРИТ, ФПИ) и профессиональными объединениями. Сегодня никто не направляет деятельность институтов поддержки и не несет ответственность за ее результаты.
Для формирования отрасли полного цикла требуются сотни миллиардов инвестиций. Поэтому надо думать и о единой стратегии привлечения частного капитала (в том числе – зарубежного). Не надо этого бояться, главное – обеспечить контроль за использованием результатов. Требуется разработка программы включения зарубежных капиталов в данный процесс, с обязательной проработкой механизмов хеджирования рисков потери бизнес-независимости и ослабления технологического суверенитета.
Российский бизнес готов активно и эффективно работать во благо своей страны. Государство должно лишь показать свою заинтересованность, проявить добрую волю и обеспечить централизованное руководство и поддержку существующих идей. Специалисты и руководство компаний готовы внести свой вклад в общегосударственное дело, и не последнюю роль в этом устремлении играет патриотизм и радение за интересы своей Родины.