Для меня как профессионала очевидно: развитие энергосервиса в освещении свернуло не туда. И в ближайшее время мы пожнем плоды этой ошибки, а ее последствия будут горькими и необратимыми на несколько лет вперед.

Я могу совершенно обоснованно судить по его истории – все этапы становления как на ладони. Более десяти лет рынок рос в сторону отработки практик, оптимизации документов, принятия новых нормативных актов, уточняющих расчетные методики и условия взаимодействия. Все это потребовало труда, опыта и взаимодействия многих и многих людей по обе стороны контрактов.

Но с приходом новичков – игроков с серьезным финансовым и административным ресурсом, но без профессиональных компетенций в светотехнике, все больше контрактов оказываются «на темной стороне».

Когда на конкурсе основным критерием выбора подрядчика становится низкая цена оборудования, объём финансовых средств исполнителя или количество технического персонала и техники, а не качество оборудования и достигаемая экономия, – это не про светлые города и не про энергосервис, а про наращивание доли на рынке вопреки качеству и самой логике энергосервисной модели.

И последствия не заставят себя ждать – неверный выбор оборудования и отсутствие светотехнических расчетов выливается в то, что после модернизации светлее не становится. Очень быстро оборудование без должного качества будет выходить из строя, а неверные решения в светотехнике будут как бельмо на глазу, принося разочарование жителям и заботы городским службам – дополнительные затраты, претензионные процедуры, а иногда и судебные разбирательства.

Но в силах заказчика организовать процесс так, чтобы энергосервис работал во благо – без разочарований и дополнительных хлопот, чтобы получить обновленный, светлый город не на срок действия энергосервисного контракта, а на десять-пятнадцать лет вперед.

Понять экономику энергосервиса. Самое главное – понять, как формируется цена в энергосервисном контракте. На нее не влияет ни стоимость оборудования, ни стоимость проводимых работ! Цена контракта зависит только от достигаемой экономии.

Во-первых, бессмысленно и вредно ориентироваться на стоимость оборудования, как привык делать заказчик при обычных закупках. Приоритетный ориентир должен быть на выбор оборудования максимального качества, ведь цена зависит не от этого. А главное, в данном случае заказчик заинтересован в надежности – контракт длится 5-7 лет, а срок службы светильников – более 10-12 лет, и все эти годы городу нужна их бесперебойная работа, беспроблемная эксплуатация и экономия на обслуживании.

Поэтому главным критерием выбора подрядчика является не стоимость оборудования и работ, а их качество и тот размер экономии, которую обязуется достичь исполнитель, а также та часть экономии, которую исполнитель готов распределять дополнительно в пользу заказчика.

Критерием выбора подрядчика в энергосервисном контракте является не стоимость оборудования и работ, а качество и тот размер экономии, которого обязуется достичь исполнитель.

Дальше уже задача исполнителя так сконфигурировать финансовую модель, чтобы подобрать оптимальные светильники с точки зрения выполнения требований законодательства и заказчика – в части соответствия по качеству и энергоэффективности, а также по освещенности на объекте, собственных издержек и экономического эффекта как для себя, так и для заказчика.

Однако все чаще видим ситуацию, когда исполнителя или оборудование выбирают по иным критериям, и в результате города буквально тускнеют. За примерами далеко ходить не надо – сеть пестрит подобными грустными статьями. Опять «сэкономили», только ничего не выиграли – загнали город на десяток лет в яму неудачной модернизации: улицы темные, оборудование выходит из строя, эксплуатация непредсказуема, перспективы урегулирования с исполнителем туманны.

Итак, действовать надо ровно наоборот. Чем надежнее и качественнее оборудование – тем лучше защищен заказчик, а выберет он подрядчика по величине экономии.

Понять, зачем. Если идти последовательно, первое, что надо сделать, планируя энергосервисный контракт, – понять исходные данные, четкие и измеримые. Например, сколько светоточек на объекте? Исполняются ли нормативы по освещению при эксплуатации объекта? Достаточен ли бюджет на оплату электроэнергии по нормативам?

Выбрать модель. Достаточно ли модернизации или нужно новое строительство? Ведь энергосервис – не единственный инвестиционный механизм, доступный заказчику. Если необходимы комплексные и более серьезные мероприятия – строительство дополнительных линий освещения, обновление опор и воздушных сетей, более серьезная модернизация и обслуживание – подойдёт концессионное соглашение. Однако при этом надо учесть, в чьей собственности находится светотехническое хозяйство города, возможно ли передать имущество третьему лицу?

Изучить механизм. Нормативных документов по энергосервису не так много. Определенные тонкости сложно понять с первого раза, но тут поможет опыт других городов, изучение конкурсной документации лучших проектов, статьи в отраслевой прессе и даже персональная оценка специалистов заказчика на уже реализованном объекте.

Увидеть опыт. Немало российских городов уже заключили энергосервисные контракты в освещении. Кто-то более удачно, кто-то менее. На самом деле это не вопрос удачи, а исключительно хорошей подготовки, добросовестности и понимания сути механизма. Что привело к негативу в неудачных проектах? Обычно это выбор оборудования по принципу «дешевле – лучше», его необоснованность светотехническими расчетами, небрежность монтажа (точнее сказать, недостаточный контроль на этапе монтажа).

Напротив, там, где города довольны новым светом, – в чем закономерность? Изучить конкурсную документацию, требования, предусмотрены ли замеры освещенности, как считается экономия, как происходит взаимодействие заказчика и исполнителя, каковы гарантийные обязательства.

Происхождение оборудования. Не так много исполнителей могут предложить светильники, полностью соответствующие всем требованиям нормативных документов, при этом, как ограничительные меры, действуют Постановления Правительства РФ № 878 и № 719, требующие от заказчика допускать на конкурсы только оборудование отечественного происхождения.

Считать. В первую очередь выполнение норм освещенности. Требовать приглашения в рамках контракта независимой аккредитованной светотехнической лаборатории, которая произведет замеры освещенности по ГОСТу до и после произведенной модернизации. Ее заключение – основание для принятия работ.

При реализации энергосервисных мероприятий недостаточно просто заменить один светильник на другой – зачастую нормы освещенности не будут выполнены, свет будет пятнами, «зеброй». Расположение существующих светильников, опор, их характеристики – объекты энергосервиса крайне разнообразны. Только предварительное моделирование светотехнического решения в специализированном программном обеспечении позволяет обосновать правильный выбор оборудования. Например, в ряде случаев новые светильники нужны гораздо большей мощности на отдельных отрезках улиц, если опоры установлены на большом расстоянии либо имеет место большая ширина проезжей части, а опоры стоят только с одной стороны. Зачастую исполнители этим пренебрегают.

Необходимо освоить так называемый «расчетный метод» – он защищает и заказчика, и исполнителя. Понимать методики расчета потребления и экономии надо до заключения контракта, а не после – когда исполнитель потребует подписания первого акта достигнутой экономии.

Приход крупных и финансово сильных игроков без компетенций в светотехнике не должен снижать качества энергосервисных проектов. Энергосервисный бизнес в освещении требует профессионализма, и он не про быструю выгоду. Заказчики как никто заинтересованы в качестве проектов, ведь комфортной среде городов и качеству социальных объектов и общественных пространств сегодня уделяется повышенное внимание.

Энергосервис, если использовать его правильно, защищает заказчика – избавляет от необходимости финансовых вложений, переносит на квалифицированного исполнителя технические, организационные, финансовые вопросы модернизации, снимает с заказчика риски недостижения экономии. Давайте этим пользоваться.

Справка об ООО «Световые Технологии ЭСКО»

•          2 800 000 000 рублей инвестиций

•          15 городов, 4 областных центра

•          3 контракта завершены

•          гарантия качества на все время эксплуатации

•          50% превышение норм освещенности

•          330 млн кВт•ч – экономия в городах